Найти в Дзене

Крик ребенка из кабинета психолога. Обоснован ли страх родителя?

В практике коллег бывают истории, где не всегда знаешь какую выбрать стратегию поведения. С моей коллегой произошел один случай. Она проводила коррекционное занятие с учащейся дошкольного отделения Катей Д. Ребенок с расстройством аутистического спектра, с тяжелым нарушением поведения: самоповреждение, истерики, агрессия. Во время занятия девочка закатила истерику, так как навык принимать отказ у нее не был сформирован, над этим и работал педагог. Она разбросала игрушки, отбежала в сторону, легла на пол и стала кричать. Истерика ребенка — это серьезное испытание для окружающих взрослых. Но именно от этих людей во многом зависит, как часто подобное нежелательное поведение будет возникать в будущем. Чтобы ребенок себя не травмировал, педагог начала убирать все предметы в ее доступе. В это время в кабинет заглянула мама другого ребенка. Коллега задала ей вопрос: «Что вы хотели?», но женщина была настроена агрессивно. Явно не готова была к конструктивному разговору, и поэтому ответила: «
Оглавление

В практике коллег бывают истории, где не всегда знаешь какую выбрать стратегию поведения.

С моей коллегой произошел один случай.

Она проводила коррекционное занятие с учащейся дошкольного отделения Катей Д. Ребенок с расстройством аутистического спектра, с тяжелым нарушением поведения: самоповреждение, истерики, агрессия.

Во время занятия девочка закатила истерику, так как навык принимать отказ у нее не был сформирован, над этим и работал педагог. Она разбросала игрушки, отбежала в сторону, легла на пол и стала кричать.

Истерика ребенка — это серьезное испытание для окружающих взрослых. Но именно от этих людей во многом зависит, как часто подобное нежелательное поведение будет возникать в будущем.

Чтобы ребенок себя не травмировал, педагог начала убирать все предметы в ее доступе. В это время в кабинет заглянула мама другого ребенка. Коллега задала ей вопрос: «Что вы хотели?», но женщина была настроена агрессивно. Явно не готова была к конструктивному разговору, и поэтому ответила: «Посмотрю какой Вы психолог». Надо сказать, что в этой фразе постороннего человека заметна провокация на конфликт. Конечно, можно заметить, что качества любого психолога предполагают стрессоустойчивость, сдержанность и умение «разрулить» ситуацию. Но что там было дальше? Женщина не унималась, более того стала угрожать, что напишет жалобы в правоохранительные органы, даже не спрашивая ни о чем психолога.

Психолог попыталась ее успокоить, предложила ей поговорить после занятия и попросила закрыть дверь. Но дама еще два раза открывала дверь, заглядывала, тем самым обостряла ситуацию и срывала занятие. Давайте учтем, что это происходит при ребенке, для которого дверь является триггером и провоцирует у него еще большее нежелательное поведение.

Когда занятие закончилось, мама ребенка зашла его забрать, - она знает поведенческие особенности своего ребенка и сообщает психологу, что та агрессивная женщина пыталась ей доказать, что ребенок на занятии у психолога не может кричать, а занятия должны вызывать у него радость и позитив. Кто с этим поспорит? Все правильно. Радость ребенка – это одна из целей занятия. Но есть дети с нарушением поведения и коммуникации, которым нужны коррекционные занятия, направленные на обучение взаимодействию.

В той истории есть продолжение.

Дама все не унималась, когда психолог общалась с мамой ребенка, ворвалась в кабинет и стала без разрешения фотографировать и психолога, и маму ребенка и самого ребенка, затем добавила угрозы в адрес мамы ребенка, как она допускает, чтобы ребенок кричал, и пообещала, что фотографии она будет куда-то отправлять, не обращая внимания на просьбы психолога и мамы ребенка прекратить фотографировать. Выходя из кабинета, она закончила свою тираду тем, что вызовет органы опеки, но пойти поговорить с администрацией школы она отказалась.

Как видим, неадекватное поведение вызвано, казалось бы, справедливым возмущением, но человек не понимал, какой это ребенок, а мама не обязана всем и каждому об этом рассказывать.

Как реагировать на эту бурю в стакане воды психологу и маме ребенка, которой это все крайне неприятно?

Из всех правил есть одно, которое себя оправдывает:

  • Смотрим в глаза, отвечаем спокойно, вежливо, с достоинством и не повышая голос.
  • Высказываем свое понимание и даем понять, что мы на стороне ребенка и родителя.
  • Говорим общие фразы, чтобы «неадекват» не зацепился за конкретику.
  • Ни в коем случае не оправдываемся.
  • Поза – обязательно открытая, без скрещивания рук и взмахов руками.

Агрессия начнет спадать, а агрессор поймет, что никто не идет с ним на конфликт и не собирается становиться его жертвой, - как минимум, мы вызовем другое поведение у этого человека. Далее желательно обсудить насущные дела, причем незаметно привлечь в разговор кого-то из коллег.

Читайте:

Рисование - способ развития познавательного интереса детей с ментальными нарушениями

Рада видеть вас на своем канале!