Небо напоминало свалявшуюся серую шерсть. Отрывисто хлопали стяги над лагерем Хлотаря II, а ветер разносил окрест солдатское улюлюканье, гогот и проклятья. Пробравшись между воинских спин можно было увидеть причину этого столпотворения и чистого средневекового восторга.
Голая старуха на верблюде.
На теле не было живого места — король пытал ее три дня и три ночи, и это был еще не конец.
— Проклятая Брунгильда!
В нее летели комья грязи, плевки, оскорбления. Брунгильда не реагировала, она была почти мертва, но «почти» короля не устраивало. Старуху проведут через солдатский строй, снимут с верблюда, за одну руку, одну ногу и длинные седые волосы привяжут к хвосту необъезженного скакуна, который тут же вырвется из рук двух крепких воинов.
В топоте копыт, криках боли и реве толпы закончится история Брунгильды, вестготки, правившей франками. Что она сделала за время своего правления, чтобы получить такой финал? В поисках ответа придется перенестись почти на полвека назад и пройти вместе с Брунгильдой с первых дней во франкских землях.
БРАТСКАЯ ВОЙНА
Франки переживали не лучшие времена. Их король скончался — и по старой франкской традиции не стал избирать наследника. «Король должен заслужить власть, а не просто унаследовать ее». В 561 году франкская земля представляла собой четыре королевства:
Австразия — у Сигиберта;
Бургундия — у Гунтрамна;
Нейстрия — у Хильперика;
Парижская земля — у Хариберта (который довольно скоро скончается, оставив Париж городом трех королей).
В 566 году король Австразии Сигиберт, после неудачного вторжения в Бургундию, решает укрепить свой королевский статус и взять в жены принцессу. Он считал недостойным поведение его братьев, которые тащили в спальню всех без разбора: служанок, девиц без рода, а иногда даже монахинь. Брунгильда, дочь вестготского короля, была лучшей кандидаткой.
Возможно, Брунгильда успела затосковать по сестре, Галсвинте, но расставание их было недолгим. Примеру Сигиберта решил последовать и Хильперик, который не хотел уступать брату и противнику. Но чтобы заполучить вестготскую принцессу, ему нужно было отказаться ото всех нынешних жен и наложниц — и король Нейстрии соглашается на это.
Галсвинте повезло меньше, чем сестре. Хильперик действительно отослал всех жен, но отказываться от общества одной из них не стал. Фредегунда, наложница, наделенная амбициями, продолжала свободно посещать спальню короля — и Галсвинта знала об этом. Она просила отпустить её домой, но у короля и его коварной любовницы были иные планы. Вестготку убили в своей кровати.
Придворный поэт выразился аккуратно: «Не успев насладиться отношениями с мужем, она отошла в мир иной в начале своей жизни». Но остаться незамеченным такое происшествие не могло — вскоре весть о смерти сестры достигла Брунгильды. С этого момента начинается братская война, которая тлела почти семь лет, как и взаимная ненависть двух женщин, Брунгильды и Фредегунды. Последняя в 575 году, наконец добравшись до трона, первым делом отправляет двух убийц с отравленными скрамасаксами к Сигиберту. Тот умирает, оставляя Брунгильду регентшей при пятилетнем сыне Хильдеберте II.
СВОЕНРАВИЕ
Брунгильда хватается за власть. Она пользуется отношениями с третьим братом, королем Бургундии Гунтрамном, чтобы тот, потерявший всех детей, свой трон завещал Хильдеберту II. Он становился королем Австразии и наследником Бургундии. Брунгильда оставалась при власти и после совершеннолетия сына — в качестве советника.
Фредегунда в Нейстрии также мечтала о могуществе. В 584 году ее муж Хильперик гибнет от рук неизвестных, не оставив после себя наследников. Фредегунду это не останавливает. После похорон она объявила, что беременна наследником трона. Ей не поверили, но после родов та нашла «трех епископов и еще три сотни знатных предводителей», которые присягнули в том, новорожденный — сын короля Нейстрии.
Его крестят в Париже и дадут имя прославленного предка. Его будут звать Хлотарь II. Фредегунда получала власть над королевством, и уже две своенравные женщины стали правительницами франкских королевств — и каждая мечтала о смерти соперницы и своей абсолютной власти.
ПАРАНОЙЯ
В 595 году, всего три года спустя от получения трона Бургундии, сын Брунгильды умирает. Она уверена в том, что это Фредегунда отравила его на расстоянии. Но, несмотря на горе, королева осознает полноту власти и делит два королевства между двумя внуками, которым было 8 и 9 лет.
Мы не знаем, была ли виновна Фредегунда в смерти короля Австразии и Бургундии, но она точно сразу же сорвалась в атаку. Она и Хлотарь II предприняли попытку захватить Париж. Это была страшная битва, которая грозила вылиться в очередную страшную войну, но на этом моменте жизнь Фредегунды обрывается.
Брунгильда могла бы праздновать победу, но тучи сгущались и над ней. Королева не хотела выпускать власть из рук — это было трудно, ведь ее собственный внук прогнал ее из Австразии «под радостные крики знати». Прибыв в Бургундию, та захватила королевство, полностью игнорируя волю младшего внука. Она отвергала всех невест, решала судьбы знати, отбирала земли и везде видела заговорщиков. При этом она не забыла, что старший внук изгнал ее — вскоре началась очередная братская война.
В 612 году она убивает своего старшего внука, а в 613 году ее младший — умирает от дизентерии. Два королевства снова могли оказаться в ее руках, но вновь объединенная знать Австразии и Бургундии приглашает в королевство Хлотаря II, чтобы не допустить старуху к трону.
В топоте копыт, криках боли и реве толпы закончится история Брунгильды, вестготки, правившей франками, а королевства ждал новый виток истории.
Автор - Яна Петрова