Царь Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) – великий законодатель и завоеватель, политик, стратег, военачальник. Мудрый правитель понимал, что править большим государством можно только с помощью строгого и справедливого порядка. Для этого и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи – продуманный и хорошо структурированный. Он был высечен клинописью на аккадском языке на конусообразной стеле, которая сейчас хранится в Лувре.
В основной части Кодекса 282 параграфа. Они группируются по предмету регулирования (процессуальные нормы – ст. 1–5; нормы уголовной охраны собственности – ст. 6–25; нормы регулирования повинностных отношений на царской земле – ст. 26–41; регулирование общих вопросов земельного права и поземельных отношений – ст. 42–71 слл.; вопросы, связанные с деятельностью торговцев и ростовщиков – ст. 88–126; нормы семейного права и семейного наследования – ст. 127–194; законы о наказаниях за побои и увечья – ст. 195–214; вопросы регулирования найма и оплаты труда, включая тарифы – ст. 215–277; и, наконец, вопросы купли-продажи рабов – ст. 278–281).
Нормы были жесткими, но справедливыми, принципы наказания можно описать фразой «око за око». Например, тот, кто обвинил другого в преступлении, но не доказал этого, должен подвергнуться соответствующему этому преступлению наказанию, даже смертной казни. Судья, который без основания изменил свое решение, лишался звания и должен был заплатить большой денежный штраф. Если по вине строителя построенное здание рухнуло и погибли люди, он приговаривался к смертной казни. Если врач неаккуратно сделал надрез и причинил смерть пациенту или, снимая бронзовым ножом бельмо, повредил глаз, ему следовало отрубить руку. За убийство, соответственно, полагалось убийство. Наказание за кражу из храма, разбой и мародерство – также смертная казнь. Казнили и за изнасилование, и за супружескую измену, за воровство, если вор не возместит ущерб в десятикратном размере. Если кто-то поломал другому руку, то ему тоже ломалась рука. Если арендатор не обрабатывал землю, он платил штраф собственнику в размере одного гипотетического урожая, который мог бы вырасти на этой земле. Но если из-за стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, срок погашения ссуды и процентов автоматически переносился на следующий год.
Замужняя женщина могла иметь собственной имущество, на которое не могли претендовать кредиторы мужа. Если муж попал в плен, а она испытывала материальную нужду, женщина могла официально выйти замуж вторично, но вернуться к мужу по его возвращении. Супруг мог развестись с женой, если она отказывала ему в близости.
Законы Кодекса Хаммурапи несовершенны, но это был первый в мире свод законов, определяющий права и обязанности свободных людей. Кодекс, который индивидуальную месть за несправедливость заменял государственным наказанием, и судили людей уже не старейшины, а специально назначенные царем чиновники-судьи. Ход рассмотрения специально записывался, а если дело было сложным и принять решение судья не мог, виновного под конвоем отправляли в столицу и дело рассматривал главный суд.