Методы обучения персонала очень разнообразны. Есть классические методы, к которым все привыкли, есть абсолютно новые и нетипичные.
Выбирает метод обучения работодатель, исходя из возможностей и потребностей. Работнику остаётся только принять выбор и постараться получить пользу.
Предлагаю обзор основных методов, чтобы вы понимали, о чём идёт речь, когда работодатель предлагает пройти обучение.
1. Классические методы обучения персонала с отрывом от производства.
- Лекция – последовательное изложение материала почти без возможности обратной связи. Полезна там, где у обучающихся не должно возникнуть много вопросов. Подходит для массового обучения персонала.
- Семинар – обсуждение докладов обучающихся. Предполагает хорошую начальную подготовку сотрудников для продуктивной дискуссии. Количество участников ограничено, метод обучения рассчитан на небольшие группы.
- Тренинг – короткая начальная лекция плюс большое практическое занятие. Обучающиеся выполняют задания для закрепления теории, полученной на лекции. Хотя такой метод обучения доступен бóльшему количеству человек, ограничение по численности тоже есть.
2. Классические методы обучения персонала без отрыва от производства.
- Инструктаж – обучение основам рабочего процесса перед его началом. Проводится индивидуально или в небольших группах.
- Копирование – новичок копирует действия опытного коллеги. Обучение индивидуальное, подходит не для всех профессий.
- Метод усложняющихся заданий – новичку дают всё более сложные задания, пока он не достигнет требуемого уровня. Обучение индивидуальное или для небольших групп.
- Временная ротация персонала – расширение навыков работников за счёт исполнения трудовых функций коллег. Позволяет не только обучить персонал, но и способствует повышению уровня взаимодействия между коллегами. Обучение индивидуальное.
- Делегирование – передача работнику функций по принятию решения в пределах заданного проекта. Строго индивидуально.
- Наставничество – опытный сотрудник обучает и курирует менее квалифицированного. Обучение индивидуальное.
3. Современные методы обучения персонала.
- Видеокурсы, вебинары – имеют общие черты лекций, тренингов, деловых игр. Обучение проводится дистанционно, видеокурсы часто проходят в записи, вебинары – в живой трансляции.
- Деловые игры – на основе развлекательного сценария строится рассмотрение реальных ситуаций. Происходит обучение новым навыкам работы и улучшаются взаимоотношения в коллективе. Требуют хорошей подготовки тренера, рассчитаны на небольшие группы.
- Профессиональные сообщества – чаты и группы в соцсетях и неформальные заседания клубов, где специалисты могут обмениваться мнениями и информацией по своей специальности и общаться на свободные темы.
- Книжные клубы – сотрудники читают и обсуждают книги и статьи по специальности, бизнес-литературу и художественные произведения.
- Марафоны обучения полезным навыкам – в течение относительно долгого периода времени сотрудники вместе повышают квалификацию.
Как я уже сказала, это лишь самые основные методы обучения персонала. На практике применяются и другие, но все они подчиняются требованиям работодателя, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с потребностями работника.
Единственный метод обучения, где всё зависит от самогó работника – это самостоятельное обучение. Учащийся сам устанавливает цели и задачи обучения, ориентируясь исключительно на свои интересы. Поскольку обучение происходит в нерабочее время и за счёт работника, работодатель не вправе диктовать условия.
Теперь, когда вы знаете особенности основных методов обучения персонала, вам будет легче понять, как пройдёт обучение, а значит, полýчите от него больше плюсов.
Успехов в учёбе!
Содержание канала здесь.