Найти тему
ТрудоУстройство

Методы обучения персонала: Обзор для работников

Оглавление

Методы обучения персонала очень разнообразны. Есть классические методы, к которым все привыкли, есть абсолютно новые и нетипичные.

Выбирает метод обучения работодатель, исходя из возможностей и потребностей. Работнику остаётся только принять выбор и постараться получить пользу.

Предлагаю обзор основных методов, чтобы вы понимали, о чём идёт речь, когда работодатель предлагает пройти обучение.

1. Классические методы обучения персонала с отрывом от производства.

  • Лекция – последовательное изложение материала почти без возможности обратной связи. Полезна там, где у обучающихся не должно возникнуть много вопросов. Подходит для массового обучения персонала.
  • Семинар – обсуждение докладов обучающихся. Предполагает хорошую начальную подготовку сотрудников для продуктивной дискуссии. Количество участников ограничено, метод обучения рассчитан на небольшие группы.
  • Тренинг – короткая начальная лекция плюс большое практическое занятие. Обучающиеся выполняют задания для закрепления теории, полученной на лекции. Хотя такой метод обучения доступен бóльшему количеству человек, ограничение по численности тоже есть.
Изображение с сайта freepik.com
Изображение с сайта freepik.com

2. Классические методы обучения персонала без отрыва от производства.

  • Инструктаж – обучение основам рабочего процесса перед его началом. Проводится индивидуально или в небольших группах.
  • Копирование – новичок копирует действия опытного коллеги. Обучение индивидуальное, подходит не для всех профессий.
  • Метод усложняющихся заданий – новичку дают всё более сложные задания, пока он не достигнет требуемого уровня. Обучение индивидуальное или для небольших групп.
  • Временная ротация персонала – расширение навыков работников за счёт исполнения трудовых функций коллег. Позволяет не только обучить персонал, но и способствует повышению уровня взаимодействия между коллегами. Обучение индивидуальное.
  • Делегирование – передача работнику функций по принятию решения в пределах заданного проекта. Строго индивидуально.
  • Наставничество – опытный сотрудник обучает и курирует менее квалифицированного. Обучение индивидуальное.

3. Современные методы обучения персонала.

  • Видеокурсы, вебинары – имеют общие черты лекций, тренингов, деловых игр. Обучение проводится дистанционно, видеокурсы часто проходят в записи, вебинары – в живой трансляции.
  • Деловые игры – на основе развлекательного сценария строится рассмотрение реальных ситуаций. Происходит обучение новым навыкам работы и улучшаются взаимоотношения в коллективе. Требуют хорошей подготовки тренера, рассчитаны на небольшие группы.
  • Профессиональные сообщества – чаты и группы в соцсетях и неформальные заседания клубов, где специалисты могут обмениваться мнениями и информацией по своей специальности и общаться на свободные темы.
  • Книжные клубы – сотрудники читают и обсуждают книги и статьи по специальности, бизнес-литературу и художественные произведения.
  • Марафоны обучения полезным навыкам – в течение относительно долгого периода времени сотрудники вместе повышают квалификацию.

Как я уже сказала, это лишь самые основные методы обучения персонала. На практике применяются и другие, но все они подчиняются требованиям работодателя, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с потребностями работника.

Изображение с сайта freepik.com
Изображение с сайта freepik.com

Единственный метод обучения, где всё зависит от самогó работника – это самостоятельное обучение. Учащийся сам устанавливает цели и задачи обучения, ориентируясь исключительно на свои интересы. Поскольку обучение происходит в нерабочее время и за счёт работника, работодатель не вправе диктовать условия.

Теперь, когда вы знаете особенности основных методов обучения персонала, вам будет легче понять, как пройдёт обучение, а значит, полýчите от него больше плюсов.

Успехов в учёбе!

Содержание канала здесь.

Подписывайтесь на канал!