В последних числах мая Международный оркестр Сычуаньского университета культуры и искусства даёт три концерта в разных городах провинции с одинаковой программой.
Название концерта простое:
"Бетховен" 贝多芬 Beiduofen
В программе концерта: Увертюра "Кориолан" и Симфония №5.
На канале "Записки виолончелистки", в рубрике "На пути к концерту" о 5-й симфонии статья была. Сегодня - "Кориолан".
Уверена, что в мире не существует симфонического оркестра, в репертуаре которого нет этого произведения. Также трудно найти дирижёра, даже с минимальным профессиональным опытом, который слышал бы эту музыку только в записи. Да и музыканта классического профиля, не игравшего "Кориолан", не бывает.
Вот и мы, вместе со студентами музыкального факультета сейчас с удовольствием открываем ноты и погружаемся в гармоничный бетховенский мир.
Студенты должны выучить партии, фальшивить нельзя. И самое главное - должны научиться абсолютно точно исполнять динамику, которую выписал композитор и требует дирижёр. Все cresc., dim., f, p, sf, sp требуют большого внимания.
К сожалению, больше ничему мы студентов не научим: английский язык они понимают плохо, русский - полный ting bu dong. Рассказать, о чём эта музыка, её историю создания мы не сможем, ибо с нашей стороны глубокие знания китайского отсутствуют также, увы. Языковой барьер у нас непреодолимый...
Поэтому историю создания, суть произведения опишу "для своих", для тех, кто понимает))
Премьера Увертюры состоялась в марте 1807 года в частном концерте;
- Увертюра "Кориолан" посвящена Генриху Коллину - австрийскому драматургу, автору одноимённой драмы. Он же и обратился сам к Бетховену с просьбой написать музыку к его пьесе, которая уже шла в венских театрах с 1802 года, но с сопровождением фрагментов из опер Моцарта;
- При жизни композитора увертюра "Кориолан", как вступление к драме Коллина, была исполнена 1 раз;
- Ещё несколько раз была исполнена, как самостоятельное произведение;
- Только через два десятилетия после смерти композитора партитура была издана;
- Бетховен - родоначальник жанра программной увертюры;
- В "Кориолане" Бетховен предвосхищает черты романтического периода в искусстве, нового симфонизма;
- "Кориолан" - программное произведение обобщённого типа. В ней нет сюжетной трактовки образов, нет конкретики. Только в Коде понятно, что главный герой погиб;
- 1802-1812гг - период расцвета творчества композитора. Но произведения в основном мрачные, полны драматизма и надрыва;
- "Кориолан" и Симфония №5 создавались в этот период;
- По эмоциональной сфере музыка "Кориолана" близка первой части 5-й симфонии;
- Бетховен восхищался творчеством Плутарха;
- В "Сравнительный жизнеописаниях" Плутарх изложил биографию римского полководца Гая Марция, по прозвищу Кориолан, который жил до н.э.;
- На материале этой биографии, но с некоторыми изменениями, создали свои пьесы Шекспир и Коллин;
- Смысл трагедийности сюжета: в результате противопоставления себя обществу герой гибнет. Конфликт с народом, жажда власти приводят к конфликту с самим собой;
- По древнему сюжету: Кориолан - ненавидит народ, плебеев. Его цель - власть. Высокомерие патриция стало причиной изгнания из Рима. Желая отомстить, он подводит к городским стенам врагов, осаждает город. Уговаривать высокомерного полководца, чтобы он приказал снять осаду города, идут его близкие люди: мать, жена, дети. гордость Кориолана сломлена и войска отходят. А сам Кориолан гибнет от рук своих бывших врагов...Усилия были потрачены зря, гибель героя всех делает несчастными;
Странно, но этот сюжет увлёк Бетховена! Очевидно, потому, что Бетховен - "последний классик" и "первый романтик";
- Композитор называл эту свою увертюру "музыкой гнева";
- У Бетховена много симфонических увертюр. Наиболее известные среди них: "Кориолан", "Эгмонт", "Леонора №3".
Борьба не всегда заканчивается победой.
Но в жизни всё может быть...