Говоря не столь давно о Стрибоге, мы отметили, что некоторые исследователи прослеживают некую связь (и трактуют её по-своему) с другим божеством – Дажьбогом (Даждьбогом).
О Дажьбоге в рамках настоящего выпуска и побеседуем.
Упоминания
«Повесть временных лет»
Дажьбог упоминается в «Повести временных лет» – русской летописи, созданной в Киеве в 1110-х гг. – в том плане, что стоял его идол на холме в Киеве во времена, когда князь Владимир Святославович был ещё язычником, вместе с идолами Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла и Мокоши (в этом списке Дажьбог занимает третье место, после Перуна и Хорса). Что примечательно, Дажьбог не отделяется союзом от Хорса, в отличие от других имён, что наводит на определённые размышления (о них мы поговорим в другой раз).
«Слово о полку Игореве»
В «Слове о полку Игореве» (памятнике древнерусской литературы, предположительная дата написания – последняя четверть XII века) содержится, пожалуй, самое известное широким массам упоминание о Дажьбоге – вернее, о русичах как о его внуках.
Вот одна цитата:
Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука, въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась.
Вот другая:
Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону, плещучи, убуди жирня времена.
Ипатьевская летопись
Ипатьевская летопись считается одним из древнейших летописных сводов и важнейших документальных источников по истории Киевской Руси. Известна по двум основным и четырём производным спискам, написание основного (академического) списка датируется концом 1420-х гг.
В данную летопись вставлен перевод отрывка из «Хроники» («Хронографии») византийского историка Ивана Малалы (родился около 491 года, у мер в 578). В переводе использовались имена славянских богов вместо греческих. В частности, Дажьбог заменил греческого бога Солнца Гелиоса:
Того ради прозвали его Сварогом и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждьбогом, 7 тысяч и 400 и семьдесят дней, что составляет двадцать с половиной лет. <…>. Солнце царь, сын Сварогов, иначе Даждьбог, был могучим мужем.
Этимология
Хорватский филолог-славист Игнатий Викентьевич Ягич считал теоним «Дажьбог» образовавшимся от «дажь боже» («дай, бог!»), а его польский коллега Лешек Мошинский полагал «Дажьбог» простым приветствием, принятым чужеземцами за имя божества.
По мнению русско-немецкого лингвиста Макса Фасмера, имя (или эпитет?) «Дажьбог» происходит от повелительного «дажь» («дай») и *bogъ («счастье, благосостояние»). Таким образом, Дажьбог по Фасмеру – «Дающий благосостояние». Несколько иначе рассуждал финский филолог Вильо Йоханнесс Мансикка, трактующий вторую половину теонима – «бог» – буквально. По Мансикке Дажьбог – «высшее существо, одаряющее людей земными благами».
Филологи Фёдор Евгеньевич Корш и Александр Львович Погодин, исследователь славянского фольклора Александр Сергеевич Фаминцын и чешский археолог Любор Нидерле полагали «дажь» производным от древнего индоевропейского корня, проявившегося, к примеру, в немецком «Tag» («день») и литовском «dãgas» («пожар»).
Не обошлось и без очередной теории о заимствовании. Чешский лингвист Вацлав Блажек усмотрел в Дажьбоге древнеирландское божество Дагду, чьё имя восходит к пракельтскому *dago-dēvo («хороший бог» – в том смысле, что совершенный).
Функции
В Ипатьевской летописи Дажьбог прямо называется Солнцем царём, следовательно, он является божеством дневного светила нашей планеты, заведует светом, теплом и плодородием в природе и источником власти правителя в обществе.
Из этимологии теонима напрашивается вывод, что Дажьбог также распределяет счастье, благосостояние, земные блага.
В украинской народной песне-веснянке (приведённой в своих трудах лингвистом и филологом Владимиром Николаевичем Топоровым) поётся о том, как Дажьбог посылает соловья запереть зиму и отомкнуть лето:
Ой, соловейку, ти ранній пташку,
Ой чого так рано із вир'їчка вийшов?
Не сам же я вийшов, Дажбог мене вислав –
З правої ручейки – літо відмикати,
З лівої ручейки – зиму замикати…
Отсюда Дажбог – управленец смены холодного времени года на тёплое.
Возможно, родоначальник русичей.
Христианские «заместители»
Татьяна Михайловна Зуева – министр культуры РСФСР в период времени с 1 апреля 1954 года по 24 мая 1958 года – считала, что образ Дажьбога слился с образом святого Георгия.
Лично я склонен полагать, что в народном православии славянский Дажьбог нередко скрывается под личиной самого Христа, иногда отождествляемого с Солнцем.
Уже упоминавшийся Игнатий Викентьевич Ягич указывал на южнославянского Дабога – «наследника» Дажьбога, превратившегося не без явного влияния богумилов в противника Господа, владеющего всей Землёй и побеждённого лично Сыном Божьим.