Вот десять железных аргументов в пользу этого утверждения
16 мая 1988 года, чуть больше 33 лет назад, в эфир бразильского телеканала Globo вышла первая серия новой теленовеллы «Все дозволено» (Vale Tudo), которой суждено было стать лучшей новеллой, когда-либо снятой бразильскими телевизионщиками. Сценарий новеллы писали сразу два мэтра национальной теледраматургии — Жилберто Брага и Агиналду Силва при помощи Леонор Бассерес.
Новелла на самом деле потрясла бразильское общество до основания, и впоследствии была повторена аж три раза: сначала в 1992 году, в рамках дневного повторного показа успешных теленовелл прошлых лет, а затем дважды и с огромным успехом — на кабельном канале Viva, с 2010 по 2011 годы и с 2018 по 2019 годы. В прошлом году Vale Tudo также была «залита» в каталог стриминговой платформы Globoplay.
Один из самых уважаемых экспертов в области бразильской теледраматургии Нилсон Шавьер около 3 лет назад опросил критиков, журналистов и телеисследователей, попросив их назвать личный Топ-10 лучших бразильских теленовелл. Vale Tudo стала единственной новеллой, о качестве и достоинствах которой заявили все участники опроса.
Недавно Шавьер перечислил сразу 10 причин, по которым он считает «Все дозволено» непревзойденной вершиной бразильской теледраматургии, успех которой так никому и не удалось никогда повторить несмотря на то, что со дня премьеры новеллы прошло более 33 лет.
Причина №1 — темы, которые подняли авторы сериала, остаются актуальными и для сегодняшней Бразилии. В 1988 году не было ни смартфонов, ни интернета, ни социальных сетей. Однако Vale Tudo поразительным образом нисколько не устарела, потому что вопрос о том, стоит ли вести себя честно, чтобы добиться успеха в жизни, по-прежнему волнует бразильцев, как и 33 года назад. В общем-то, рассуждает Шавьер, тематика теленовеллы не зависит от общественно-политических событий, поскольку страна не сильно изменилась за время, прошедшее с 1988 года. «Бразильская ДНК», заложенная в основу истории «Все дозволено», остается прежней.
Причина №2 — практически безупречный сценарий и блестящая режиссура. Любая теленовелла по определению является коммерческим продуктом, рассчитанным на «потребу публики». Однако создателям Vale Tudo удалось ближе всех подойти к совершенству в съемках бразильских теленовелл. Прекрасные диалоги, отличная режиссура и гениальный актерский состав помогли аудитории немедленно идентифицировать себя с сюжетами и персонажами, которых так легко было полюбить или возненавидеть. Захватывающий, динамичный и остросюжетный сценарий без каких-либо провисаний (как это часто бывает в середине многих теленовелл) ни разу не позволил публике потерять интерес к развитию истории.
Причина №3 — актерский состав. Сам по себе актерский состав этой теленовеллы был превосходным — авторы собрали лучших актеров разных поколений, которые с блеском сыграли свои роли, а для многих из них именно персонажи, сыгранные во «Все дозволено», стали главными в карьере. Рената Сорра очень достоверно сыграла ранимую и депрессивную алкоголичку Эленинью, Наталия Тимберг стала безупречной «тетей Селиной» — положительным персонажем, уравновешивающим негативную энергию, исходившую от сестры Селины, Одете Ройтман. Беатрис Сегалл, гениально исполнившая роль Одете, воплотила на экране антигероиню, которую официально признали самой великой злодейкой в истории бразильских теленовелл.
Глория Пирес, тогда еще молодая да ранняя, очень удачно попала в образ беспринципной и аморальной Марии де Фатимы, которая решила, что ей «все дозволено» в стремлении выбиться в люди. Кроме того, в главных ролях были заняты Режина Дуарте, Антониу Фагундес, Карлос Алберту Ричелли, Реджиналду Фариа и Лидия Бронди.
Причина №4 — огромное количество сцен из этой теленовеллы навсегда вошли в историю бразильского ТВ:
- - нашумевшее убийство Одете Ройтман, случившееся за 13 серий до конца теленовеллы, шокировавшее всю Бразилию, и раскрытие этого преступления в последнем эпизоде
- - первая сцена, в которой Одете появляется в сериале — она разговаривает по телефону из Парижа со своей сестрой, и крупным планом видны только ее рот и глаза
- - многочисленные нападки Одете на Бразилию и все, что она собой олицетворяет. Авторы сценария вложили в уста Одете Ройтман аргументы, часто приводимые консервативными политиками
- - разговор Марии де Фатимы со свои дедом о том, что значит быть честным в Бразилии, в первом эпизоде сериала
- - свадьба Марии де Фатимы с итальянским принцем-гомосексуалом
- - встреча Ракел, продающей бутерброды на пляже, со своей дочерью Марией де Фатимой
- - сцена, в которой Ракел, взбешенная предательством дочери, разрывает в клочья ее свадебное платье
- - пьяные выходки Элениньи — особенно известной стала сцена ее танцев в ночном клубе — mambo caliente!
- - успешный побег из страны коррумпированного бизнесмена Марко Аурелио — ему удается улететь из Бразилии на личном самолете, и он демонстрирует очень неприличный жест в отношении страны, из которой он бежит
Причина №5 — интернет-мемы
Конечно, в 1988 году мемов еще не существовало. Однако, как только на канале Viva в 2010 году начали повторный показ теленовеллы, социальные сети в Бразилии охватила настоящая лихорадка в виде шокирующих фраз героев сериала и анимированных гифок со сценами из Vale Tudo.
Причина №6 — Одете Ройтман и ее «перлы»
Героиня Беатрис Сегалл, которая большую часть жизни провела в Париже, чуть ли не ежедневно выдавала фразы, которые совершенно невозможно представить на сегодняшнем сверхполиткорректном телевидении — она поносила Бразилию, бразильцев, не стеснялась своего расизма, призывала к смертной казни, и издевалась над «высшим обществом» Рио-де-Жанейро.
«А я-то думала, что в этой стране что-то поменялось! Но стоит только ступить ногой в аэропорт, и ты уже чувствуешь эту ужасную жару, ужасных людей, встречающихся на пути, уродливых людишек… И доллар по 300!»
«Эта страна неизлечима. Этот народ не будет развиваться. Люди здесь не работают. В этой стране все только и говорят, что о кризисе. Ленивый народ! Смесь рас, из которой не вышло ничего хорошего»
«Если бы я узнала, что моя мама продает бутерброды на пляже, я бы не просто отвернула от нее голову. Я зарылась бы с головой в песок! Наша мать была деревенщиной, но даже она не продавала бутерброды на пляже»
Причина №7 — лучшая в истории бразильского ТВ интрига «Кто является убийцей»
В 193-й серии теленовеллы, показанной накануне Рождества, 24 декабря 1988 года, Одете Ройтман неожиданно была убита тремя выстрелами в упор. Имя убийцы оставалось в тайне всего 13 дней, однако вопрос «Кто убил Одете Ройтман?» взволновал всю страну, и множество людей делали ставки на тотализаторе, пытаясь разбогатеть на разгадке этой тайны.
Сценаристы написали пять разных версий последней серии, доступ к которым актеры получили только перед записью сцены, за несколько часов до показа. Однако финал был записан всего один — в конце сериала выяснилось, что Одете была убита по ошибке.
Она стала жертвой ревности Лейлы, персонажа Кассии Кисс, которая думала, что стреляет в Марию де Фатиму. Вся Бразилия буквально застыла перед телеэкранами в вечер выхода последней серии, чтобы узнать, чем закончится эта история.
Причина №8 — первая лесбийская пара в бразильских теленовеллах. Впервые в теленовелле открыто обсуждали гомосексуальность. Никогда раньше в истории бразильской теледраматургии не говорили о проблемах, с которыми сталкиваются люди, предпочитающие партнеров одного с собой пола.
В теленовелле была показана лесбийская пара Лаис и Сесилия, которых сыграли Кристина Прошаска и Лала Дехейнзелин. При этом сценаристы столкнулись с цензурой федерального правительства. Диалоги были переписаны после того, как цензоры запретили снимать сцену, в которой Лаис и Сесилия открыто говорили о том, что они стали жертвами предрассудков в отношении гомосексуалов.
Причина №9 — саундтрек. Два виниловых альбома Vale Tudo, один с бразильским саундтреком, другой — с зарубежными хитами, звучавшими в сериале, пользовались огромным успехом у публики.
Песни из национального саундтрека исполнили Гал Коста, Казуза, Мария Бетания, Гонзагинья и Каэтану Велозу. Зарубежный саундтрек пестрит хитами 1988 года — Father’s Figure Джорджа Майкла, Baby Can I Hold You Трейси Чепмен, Paradise в исполнении Шаде, Piano in the Dark — суперхит Бренды Расселл и так далее.
Причина №10 — награды, доставшиеся Vale Tudo. Ассоциация искусствоведов Сан-Паулу назвала «Все дозволен» лучшей теленовеллой 1988 года. Глория Пирес (Фатима) была удостоена звания лучшей актрисы, Сержиу Мамберти (дворецкий Эужениу) стал лучшим актером второго плана, а Пауло Рейс (фотограф Олаву) стал «открытием года». На церемонии награждения Press Trophy, Vale Tudo также была признана лучшей теленовеллой года, а Беатрис Сегалл получила награду за лучшую женскую роль в телевизионных сериалах, снятых в 1988 году.
Бонус: международный успех и провал мексиканского римейка
Vale Tudo показали в более чем 30 странах, в том числе в Германии, Анголе, Бельгии, Канаде, Кубе, Испании, США, Италии, Перу, Польше, Турции и Венесуэле. В России этот сериал не приобрели.
На Кубе с Vale Tudo была связана интересная история — после того, как теленовеллу с большим успехом показали на острове Свободы, правительство Кастро разрешило согражданам открывать кооперативные ресторанчики — «паладары», названные так в честь ресторана главной героини сериала.
В 2002 году Globo и Telemundo, латиноамериканское подразделение американской сети NBC, приступили к совместной экранизации испаноязычного ремейка теленовеллы под названием Vale Todo. Сценарий был адаптирован Ивом Дюмоном, режиссером стал бразилец Волф Майя, но все основные роли достались латиноамериканским актерам.
Вообще, изначально о провале вроде бы ничего не говорило - роль Ракел отдали мексиканской актрисе Итати Канторал, которая, к слову, прославилась, исполнив роль маньячки, психопатки и какого-то биоробота неубиваемого в одном из самых популярных мексиканских сериалов середины 90-х - это именно ее героиня, Сорайя Монтенегро, появилась в миллионах интернет-мемов и гифок из-за сцены в теленовелле "Мария из предместья". Приревновав падчерицу к симпатичному мальчику, Сорайя впала в истерику, назвала падчерицу, к тому же еще и инвалидку "мальдитой лисиадой" и зарубила прямо там на месте человек трех-четырех.
И вот всего через 7 лет после ТАКОГО ей поручают сыграть роль святой женщины Ракель Ассиоли.
Не менее важную роль Фатимы отдали бесталанной и бездарной мексиканской профурсетке Ане Клаудии Таланкон, До Vale Todo у нее было всего 2-3 роли в фильмографии, а последний раз ее приглашали на ТВ в 2008 году.
На роль Элены Ройтман, вроде бы, нашли опытную актрису из Колумбии. Единственный актер из оригинального бразильского состава, которого пригласили сняться в ремейке - Антонио Фагундес. Однако если в Vale Tudo он был одним из главных героев, то в ремейке ему досталась бессмысленная роль дедушки Фатимы, который оперативно помирает уже к концу второй серии.
Роль Одете Ройтман - которая фактически во многом держала на своих могучих плечах все конфликты и интриги сериала - поручили кубинке Зулли Монтеро, знойной латиноамериканской женщине в достаточно преклонном возрасте, которая как-то никого не смогла убедить в том, что она является реинкарнацией "великой и ужасной". Да, собственно, и Одете там не было - ее переименовали в Лукрецию - так, вроде бы, более типично для мексиканцев.
В итоге рейтинги сразу же не задались - завязка главной драмы, тот факт, что дочь может настолько бессердечно и без каких либо угрызений совести выгнать мать на улицу и свалить со всеми деньгами, а потом бегать от нее по всему Рио, чтоб не дай Бог никто не подумал, что она дочка той самой поварихи, латиноамериканской аудитории не понравилась.
После этого руководство Telemundo сократило первоначально запланированное число серий со 150 до 100, сценаристы начали возбухать, что им не дают полноценно развить драму... И таким образом сотрудничество Globo с производителями "мыла" мексиканского типа закончилось, скорее всего, навсегда.