Николай Александрович анализирует уже появившиеся статьи об этой драме. Он считает их необъективными. Добролюбов не согласен с критиком Аполлоном Григорьевым. Он назвал пьесу «народной», ноне привел ни одного доказательства этому утверждению.
Пьеса «Гроза» написана с нарушением всех классических канонов драмы. Она не внушает «уважения к нравственному долгу», не показывает пагубных последствий поступков, продиктованных страстями. Образ Катерины, поддавшейся любовным эмоциям, не является однозначно отрицательным. Она вызывает сочувствие и даже симпатию. Вопреки классическим правилам, пьеса написана не «высоким штилем», а бытовым разговорным языком, не соблюдены условия единства места и времени. Анализировать эту пьесу нужно без оглядки на устоявшиеся правила. Цель произведения не ограничивается победой добродетели над пороком, она намного сложнее. Островский рисует развернутую картину русской жизни. В этом ему помогают второстепенные персонажи. Эпизодических героев никак нельзя назвать лишними, так как они помогают оценить обстановку, в которой происходят основные события драмы. Обстановка эта настолько ужасна, что зритель невольно оправдывает Катерину, понимая, что женщина доведена до отчаяния.
Добролюбов подробно останавливается на образах «хозяев жизни», представителей «темного царства». Это Дикой и Кабаниха. Только на первый взгляд их положение незыблемо. На самом деле они уже начинают чувствовать, что над их привычным укладом жизни нависает угроза. Даже члены их семей уже не хотят жить по их законам. Появляется железная дорога. И, хотя, по мнению Кабанихи, ездить по ней — «смертный грех», люди не обращают внимания на ее проклятия и ездят все больше и больше. Дикой считает, что гроза посылается нам в наказание, а Кулигин в ответ рассказывает об электричестве.
Главная героиня пьесы — Катерина. Анализ ее образа занимает особое место в статье Добролюбова. Главной заслугой Островского критик считает то, что автор сумел уловить, какая «сила рвется наружу из тайников русской жизни». Самобытный характер Катерины проявился еще в детстве, а, повзрослев, она не потеряла детской порывистости и искренности. Это женщина со страстной натурой и незаурядным характером. Ее смелая любовь к Борису и самоубийство — тому доказательство. В самоубийстве Катерины Добролюбов видит не поражение, а проявление силы и решительности. Ее поступок — вызов «темному царству», выражение несогласия жить по его законам. Такой финал ужасен, но Катерина не находит другого выхода из создавшейся ситуации, а ее цельный характер не позволяет ей смириться с гнетом «самодуров». Для героини лучше смерть, чем жизнь по лицемерным законам.
Катерина одинока в своем бунте против устоев общества. Даже Борис, которого она любит, не может стать ей опорой. Он полностью зависит от своего дяди, самодура Дикого, поэтому критик относит его к представителям «темного царства».
Но, несмотря на трагический финал», пьеса дает нам надежду на то, что дни господства «темного царства» сочтены. Добролюбов считает самым сильным протестом тот, который исходит от слабых, казалось бы, не способных на открытый бунт людей.
Критик считает «Грозу» самым решительным произведением Островского. Противостояние «темного царства» с веяниями нового времени достигают в пьесе наивысшего накала. Зрители понимают, что перемены неизбежны.