Жозе Роберто Филипелли, занимавшийся в течение 20 лет продажами сериалов производства бразильской телекомпании Globo, опубликовал в феврале 2021 года книгу воспоминаний о том, как он продвигал бразильские теленовеллы на европейском рынке. Первая глава книги посвящена Советскому Союзу и России, где бразильские сериалы пользовались большим успехом вплоть до середины 2000-х годов. Пик популярности теленовелл, которые демонстрировались на Первом канале в самый прайм-тайм, пришелся на 1995–2000 годы. Этим не преминули воспользоваться политтехнологи, помогавшие Борису Ельцину переизбраться на пост президента России
Эта статья — продолжение публикации перевода отрывков из книги Жозе Роберто Филипелли “Лучшее в мире телевидение”. Начало публикации можно прочитать в предыдущем посте.
Интерес к бразильским сериалам в России был неподдельный — достаточно изучить случай с «Секретом тропиканки» и «Новой жертвой», которые оказали влияние на переизбрание Бориса Ельцина на пост президента Российской Федерации.
В «Секрете тропиканки», сериале по сценарию Ивани Рибейро, актриса Глория Пирес сыграла двух сестер-близняшек, одна из которых была положительной героиней, а другая — главной злодейкой. Сестры носили разную одежду, у них были разные прически, а актриса мастерски меняла выражение лица и даже голос при переключении на одну из своих героинь.
Эта теленовелла стала одной из самых успешных в России, и ее апогей пришелся на предвыборную кампанию Бориса Ельцина, баллотировавшегося в 1991 году на пост президента России (автор что-то путает — «Секрет тропиканки» был снят в 1993 году, а в России его показывали в 1995–1996 годах).
Однажды российский журналист обратился к Глории Пирес с просьбой об интервью. Актриса, в свою очередь, обратилась к Жералду Касе, который тогда был художественным директором отдела международных продаж Globo. Касе позвонил мне, и после беседы с ним я поговорил с российским журналистом, который подтвердил большой интерес к интервью — по его словам, оно пригодилось бы в продвижении теленовеллы среди потенциальной аудитории. В общем, ничто не вызвало у нас подозрений.
Они отправили нам список вопросов, на которые Глория ответила в письменном виде, и мы передали ее ответы российской стороне. Чего мы не знали, так это то, что интервью было опубликовано в агитационной газете, задействованной в предвыборной кампании Бориса Ельцина, и что слова Глории будут полностью искажены.
Статья начиналась со слов: «Если бы это было возможно, Глория Пирес проголосовала бы за Ельцина». Еще ей приписали фразу типа «Я завидую россиянам, которые могут проголосовать за демократа, созидателя…»
Глория этого явно не говорила. Актриса была до такой степени возмущена, что даже хотела подать иск против российского издания, и в итоге выступила с разгромным комментарием в общенациональных вечерних новостях на Globo, осудив ельцинских пиарщиков и опровергнув заявления, приписанные ей российским изданием.
История эта получила большую огласку, что показывает, насколько многочисленной была аудитория бразильских сериалов в этой стране — вплоть до того, что политтехнологи прибегли к такому приему в ходе избирательной кампании.
Но этим дело не закончилось. Во время переизбрания Ельцина на второй срок, в России демонстрировали другую бразильскую теленовеллу под названием «Новая жертва» по сценарию Силвиу ди Абреу.
Судя по соцопросам, Ельцин побеждал в крупных городах, но сильно уступал своему сопернику в провинции. В то время у многих россиян были дачи — загородные дома с приусадебными участками, где люди проводили каникулы и выходные. Далеко не на всех дачах было проведено электричество, что мешало смотреть телевизор.
Поскольку день выборов приходился на выходные, возникла вероятность того, что избиратели из крупных городов уедут на дачи и проигнорируют выборы.
Американские политконсультанты, работавшие в штабе Ельцина, осознавали настоятельную необходимость удержать избирателей в крупных городах.
Учитывая огромный успех «Новой жертвы» в России, предвыборная кампания Ельцина решила использовать эту теленовеллу в конце избирательной кампании в качестве важного элемента для удержания избирателей в крупных городах.
Главный российский телеканал объявил, что в выходные, на которые выпадали выборы, будут показаны сразу несколько серий «Новой жертвы». Более того, финальная серия должна была выйти в эфир в день самих выборов.
Выборы в России освещали журналисты со всего мира, которые с изумлением наблюдали за этим явлением. Все западные газеты сообщили об этом маневре политтехнологов Ельцина: «Новая жертва» даже попала на первую полосу газеты New York Times!