Журнал Time несколько лет тому назад опубликовал в рамках проекта «100 Photographs» список 100 фотографий, которые были самыми значимыми за всю историю человечества.
В пояснительной записке к проекту говорится:
«Не существует специальной формулы, которая делает фотографию значимой. Некоторые изображение попали в 100 Photographs только потому, что были первыми в своем роде, а другие — потому, что сформировали наше мировоззрение. Часть из них с ног на голову перевернула нашу жизнь. Все 100 фотографий объединяет одна особенность — каждая из них является поворотным пунктом в нашем человеческом опыте»
Давайте и мы вместе с вами посмотрим на эти сто фотографий, которые повлияли на ход мировой истории.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: некоторые фотографии могут оказаться для вас шокирующими.
1. Самая первая фотограф в мире «Вид из окна в Ле Гра», Жозеф Ньепс, 1826
Конечно же, любой список по истории фотографии следует начать с самой первой фотографии в мире, которая была снята. Это была фотография Жозефа Нисефора Ньепса «Вид из окна» или «Вид из окна в Ле Гра», снятая в 1826 году! Подробнее об этом фото я уже рассказывал в статье про самые первые фотографии в мире. Рекомендую перейти по ссылке и подробнее изучить. Там есть много чего удивительного и любопытного.
2. «Бульвар де Тампаль в Париже», Луи Дагер, 1839 год
Чем же интересна эта фотография? А тем, что это первое фото, на котором изображен человек! Нашли человека на фотографии? Он изображен в левом нижнем углу на повороте улицы. Почему это фото стало уникальным? Почему данный снимок считается ценным, ведь на нем всего лишь человек изображен? Все ответы вы найдете в той же статье про самые первые фотографии в мире на моем канале. Там есть объяснение о важности этого снимка.
3. «Долина теней смерти», Роджер Фентон, 1855 год
С момент изобретения фотографии в 1826 году, она постепенно проникала во все сферы жизни. Не только на официальных мероприятиях или в быту ее стали применять, войны также стали документироваться фотографией. Снимок «Долина теней смерти» Роджера Фентона 1855 года стала культовой военной фотографией в истории. Сделана она была на Крымской войне (1853-1856). Думаю, догадались, почему это фото точно относится к войне? Если посмотреть на дорогу, там разбросаны ядра.
4. «Фото Авраама Линкольна», Мэтью Бреди, 1860 год
Фото 16-го президента США Авраама Линкольна сделал известный портретист Мютью Бреди в 1860 году. Спросите, что тут особенного? Дело в том, что это фото сделано на кануне самой важной речи в карьере политика во время предвыборной гонки. Выступление должно было пройти в колледже Cooper Union на Манхэттене 27 февраля 1860 года перед 1500 аудиторией. Речь имела оглушительный успех и уже на следующий день данная фотография была растиражирована тысячами.
5. «Соборная скала в Йосемити», Карлтон Уоткинс, 1861 год
Ну, фотка скалы и скалы. Что ж тут особенного, тем более в 1861 году фотоаппараты развились очень хорошо? Все просто. Карлтон Уоткинс был одним из первых пейзажистов, кто делал лучшие фотографии природы. В 1861 году он отправился в долину Йосемит в Калифорнии и смог не только заснять, но и привезти 130 негативов долины Йосемит включая фото «Соборной скалы Йосемити».
Дело в том, что в 1861 году камеры до сих пор были громоздкими и требовали большой осторожности. Помимо этого нести нужно было и другие реагенты для камеры. А тащить все это оборудование в дикой природе задача не из легких. Карлтон Уоткинс смог это проделать и показать на выставке в Сан-Франциско в 1867 году фотографии в супер-качестве для того времени. Более того, 30 июня 1864 года Авраам Линкольн подписал указ по которому 84 миллиона акров территории долины Йосемит вошли в состав Национального Парка.
6. «Мертвые Энтитема», Александр Гарднер, 1862 год
17 сентября 1862 года у города Шарпсберг в штате Мэриленд и реки Энтитем Крик произошло однодневное сражение между федеральной армией под командованием Джорджа Макклеллана и армией Конфедерации под командованием Роберта Ли.
Это сражение стало первой крупной на территории Севера. Хотя оно длилось всего день, но оказалось самым кровопролитным в американской истории, при котором погибло около 3600 человек.
Фотограф Александр Гарднер спустя два дня прибыл на место побоища и сделал десятки фотографии на месте события. В его снимках был ужас войны: трупы солдат и коней, грязь, похоронные бригады и траншейные могилы. Гарднер работал на фотостудию Мэтью Бреди и по возвращению в Нью-Йорк показал свои работы. Бреди организовал выставку на входе которой посетителей встречала простенькая вывеска «Мертвые Энтитема». Ничего не подозревавшее нью-йоркское общество пришло просто в ужас от увиденных фотографий. Фотоснимки не были ретушированы или специально отобраны. Все было показано, так как есть: трупы, кровь, грязь, разруха. Все то, что сопровождает любую войну с многочисленными жертвами. Работы Гарднера повлияли на общество и помогли избежать большой кровопролитной братской войны, которая унесла бы к 1865 году около 600 тысяч человек. Общество поняло, что война не где-то там далеко, а очень близко. И погибают там ни какие-то неизвестные люди, а их отцы, сыновья, братья, друзья.
Кроме этого фото-работы Александр Гарднера стали прецедентом к тому, как именно нужно показывать войну – не завуалировано.
7. «Лошадь в движении», Эдвард Мейбридж, 1878 год
В 1878 году железнодорожный магнат и бывший губернатор Калифорнии Леланд Стендфорд задался вопросом: «Когда лошадь бежит рысью или галлопом, есть ли момент, когда она летит?»
Чтобы узнать это, нужно было, конечно же, сфотографировать лошадь при беге. Узнать ответ этой любопытной загадки поручили фотографу Эдварду Мейбриджу. Задача окащалась не простая, так как скоростных камер в 1878 году не было, а выдержка должна была быть около секунды. Что делать?
Эдвард Мейбридж применил свою смекалку. Вдоль трека в Стенфордском поместье он установил 12 камер вместе с репортерами, которые должны были засвидетельствовать событие. Когда лошадь приближалась к камерам, она задевала провода копытами и в этот момент срабатывали поочередно камеры. После съемки Мейбридж объединил 12 кадров с 12 камер в одно фото и показал, что на короткое время все четыре ноги лошади оказываются прижаты к телу. До селе никто не верил, что лошадь при беге бывала полностью в воздухе, хоть и на короткий момент, но фототехника доказала наглядно.
Вообще Эдвард Мейбридж косвенно дал толчок киноиндустрии. Его многочисленные съемки в подобной стоп-моушен технике стали прообразом анимации, которая вскоре переросла в кино!
8. «Бандитский насест, 59 ½ Мелбари-стрит», Джекоб Риис
Нью-Йорк всегда притягивал миллионы людей в любые времена. Это не просто город, а мегаполис-магнит, куда стремятся люди из разных стран, особенно из бедных. Так было и в конце XIX века. Однако, прибывшие иммигранты вместо райского места за спиной Статуи Свободы получали адскую нищету.
Американское общество – жесткое общество и часто закрывает глаза на то, что его не касается, в том числе и бедность. Но кто-то же должен был показать эту проблему изнутри? Одним из них оказался фотограф-репортер датского происхождения Джекоб Риис или Якоб Риис. Он смог задокументировать сей позор Золотого века.
Риис был храбрым малым. Отважиться войти в самые зловещие районы города с фотоаппаратом с магниевой вспышкой и запечатлеть весь ужас дорого стоит. Фотографа запросто могли пырнуть ножом и никто бы не расследовал это «случайное преступление». На его фото можно воочию рассмотреть нищету, сильную перенаселенность и прочий кошмар гетто Нью-Йорка. Самое известное фото Джекоба Рииса это изображение банды с Нижнего Ист-Сайда. Удивительно, что его участники позволили сфоткать их лица.
Впоследствии его фотографии легли в основу книги «Как живет другая половина». Книга заставила посмотреть горожан и американцев на игнорируемую до этого проблему. Сам Теодор Рузвельт, который был еще юн, но уже политик Нью-Йорка вызвался помочь решить эту проблему.
«Я только что прочитал вашу книгу и хочу помочь», написал Рузвельт фотографу.
Работы Рииса сыграла важную роль в жизни Нью-Йорка. Был принят закон на уровне штата «О многоквартирных домах» 1901 года. Закон заметно улучшил условия для бедных. К сожалению не обошлось и без минусов. С этого момента фотография стала инструментом не только помощи в решении проблем, но и в создании их. Зародилась грязная фотожурналистика, которую активно применяют и по сей день.
9. «Рука миссис Вильгельм Рентген», Вильгельм Рентген, 1895 год
Не могли Тайм обойти первое фото сделанное Вильгельмом Рентгеном. Оно и верно, ведь данное изобретение поменяло медицину в новое русло. Подробно про первое фото в рентгеновских лучах я уже писал на канале в этой статье. Более того, на канале есть статья, где рассказано про новый жанр в фотографии – «Рентгеновская» - где Ник Визи создает шедевры в этом излучении. Очень рекомендую прочитать и посмотреть, вдохновиться!
10. «Лунный свет: пруд», Эдвард Стайхен, 1904 год
Вопрос, который волнует даже современных фотографов: «Является ли фотография фотографией как таковой, если что-то в ней подкрасить вручную? Может это будет уже картиной?»
Эдвард Стайхен в начале XX века старался доказать, что нет ничего страшного в том, что фотограф подрисовывает на своих снимках недостающие детали. Такое изображение все равно будет фотографией, хотя больше будет относится к пиктореализму.
Свое знаменитое фото «Лунный свет» Стайхен снял Мамаронеке штата Нью-Йорк.
Исследования показывают, что фотограф самолично раскрасил черно-белые отпечатки синими тонами и скорее всего добавил светящуюся Луну. Чем не фотография, а?
Однако в середине XX века такие изображения начали относить к пиктореализму, но все равно считали жанром искусства. Цель пиктореализма одна: размыть границу между реальностью и вымыслом.
Сам же Эдвард Стайхен за год своего «Лунного света» написал и опублиовал эссе, где утверждал:
«Изменение фотографии не отличается от того, как фотограф выбирает момент спустить затвор. В любом случае фотограф всегда искажает подлинное изображение действительности»
Позже Стайхен ушел от пиктореализма, но его идея продолжает существовать, и влиять на мир фотографии по сей день. Многие фотографы стремятся не просто запечатлеть изображение, а создать полноценную художественную сцену. Даже фотка «Лунный свет» продолжает и сегодня резонировать со зрителем, а цена в 3 миллиона долларов явное доказательство того, что это предмет искусства фотографии.
Что ж, это были самые значимые фотографии XIX века по версии журнала Time. Даже чуть-чуть забежали с вами в XX век. Думаю, вам было интересно. В следующей статье вы можете рассмотреть значимые фотографии первой трети XX века. Это продолжение если что и даже не конец.
А в третьей части, вы увидите фотографии, которые стали значимыми до ужасных событий XX века - Второй Мировой войны.
Вскоре мы с вами изучим снимки других годов, которые повлияли на ход истории или запечатлели ее навсегда.
Все части мега-статьи «Топ-100 самых значимых фотографий за всю историю по версии журнала Time» вы можете посмотреть и почитать по хештегу #топ 100 фото time
Ну, и
Подписывайтесь на канал!
Рад каждому.
Пишите комментарии, можем пообсуждать.
Читайте другие материалы на канале.
Удачного дня!
Рекомендую изучить статьи, которые я упоминал по ходу данной статьи. Гарантирую, что вы там удивитесь сильно.
Друзья, я начал собирать средства на покупку камеры Canon RP. Буду рад и благодарен, если поможете любой суммой.😊 Подробнее о сборе можно узнать в этой статье.