Друзья, хочу поделиться с вами своим маленьким расследованием, которое явно нужно продолжить. В чём тайна притягательности конаковского Жирафёнка и всеобщей любви к нему? По сообщениям журналистов, его обожают и в Великобритании, с 1962 года и по сей день.
Третьяковская галерея: «Жирафенок» стал своеобразной эмблемой своего времени: его можно было увидеть не только почти в каждом доме, но и на первой заставке программы «Спокойной ночи, малыши!», созданной художником И.А. Власовой в 1965 году.
Facebook: Однажды, ещё в советское время на неком приёме, наш дипломат подарил королеве Англии Елизавете II жирафика, производства Конаковского фаянсового завода.
Какое то время спустя, королева в интервью западному изданию сказала, что самым ярким пятном на её столе является жирафик из СССР.
С этого времени жирафик стал самой продаваемой скульптурой фаянсового завода.
Не знаем на сколько эта информация является правдой, а не красивой легендой, но на нашем предприятии самой продаваемой скульптурой, в том числе и по поставкам за рубеж, является этот самый жирафик...
Лубов Геннадий. Шедевры Конаковского фаянса // Конаковская газета «Заря», 1988. – 27 февраля
Конец 1950-х и начало 1960-х годов стали временем значительных перемен в советском изобразительном искусстве и в декоративно-прикладном в частности. В искусстве фаянса и майолики эти перемены выливались в отход от натуралистических и описательных приёмов формообразования скульптуры в поиск новых форм и новых утилитарных назначений предметов и комплектов посуды и предметов домашнего обихода, в упрощение и стилизацию цветочных декоров, в разработку геометрических орнаментов, в применение цветных и особенно потёчных глазурей.
Начало этих направлений можно было увидеть и почувствовать уже в работах мастеров «старой школы» Г. Я. Альтермана, Е. М. Гуревич, Н. А, Литвиненко, В. Г. Филянской и других. Но главной силой в разработке новых направлений стали молодые художники.
И молодые, осмыслив, освоив и преломив своим талантом достижения мастеров старой школы, смело вошли в современность и начали открывать новые возможности производства и материала во славу искусства конаковского фаянса.
Одним из первых произведений этого стиля стала скульптура воспитанников Ленинградского Высшего художественно промышленного училища имени В. И. Мухиной Владимира Сергеева и Фаины Крохиной, известная под обиходным названием «Жирафёнок». Скульптура была создана в 1960 году и впервые показана на Всесоюзной выставке «Искусство в быт». В марте 1961 года Московский художественный совет рекомендовал её к серийному выпуску.
Скульптура оригинальна своим обобщением и условным изображением элементов экстерьера животного. «Жирафёнок» невелик по размерам – его высота всего 25 сантиметров. В технологическом отношении «Жирафёнок» решён весьма рационально. В нём минимальное количество приставных деталей, а это обеспечивает невысокую трудоёмкость при изготовлении.
В создании «Жирафёнка» приняла участие Фаина Крохина. Её участие в создании этого произведения относительно случайно. Сергеев попросил её исполнить роспись, поскольку тогда не владел в полной мере техникой росписи майолики. Работали вместе. И Фаина Николаевна успешно претворила в материале сергеевскую идею. Она очень тонко почувствовала оригинальность формы и удачно подобрала соответствующую ей цветастую, отдаленно напоминающую реальную окраску животного роспись, придавшую «Жирафёнку» выразительную и необычную для конаковских скульптур того времени декоративность. Форма и декор удивительно точно сливались в единое целое, так что создаётся впечатление, что произведение принадлежит одному художнику.
Всмотритесь внимательно, ведь перед вами, говоря словами Сергеева, не просто «солнечный зверёныш, вошедший в жизнь», а весёлый мальчишка с обильными веснушками на носу, на его голове лихо заломлена набекрень шапка-ушанка, причём одно ухо задралось вверх, другое отпало назад. В драке, наверное, потерян один из рожков. И хотя он на трёх ногах, но на земле стоит крепко и с высоко поднятой головы его любознательные глазёнки осматривают открывшийся перед ним мир.
Интересна дальнейшая, судьба «Жирафёнка». Сохранился он в производстве лишь потому, что начиная с 1962 года его в больших количествах за валюту завод отправлял в Англию. Многих тогда интересовала причина, побуждавшая английских «купцов» десятками тысяч закупать конановских «Жирафят». И вот один из наших журналистов, работавших в Великобритании, при посещении заводского хранилища образцов рассказал, что на одном из приёмов советский торговый представитель подарил знатной британской даме – законодательнице мод в высшем свете – эту скульптуру. Необычная форма, высокая декоративность и «человеческая изюминка» настолько понравились ей, что «Жирафёнок» занял место на туалетном столике этой дамы, чтобы она могла ежедневно любоваться им. А когда дотошная английская пресса узнала об этом и известила всю Англию, все знатные англичанки почли за честь иметь его у себя.
Быль это или легенда – трудно сказать, но реклама была мощной. И, конечно же, неспроста крупные поставки «Жирафят» в Англию продолжались почти 15 лет (!)
«Жирафёнок» в 1960 году стал экспонатом Государственного музея керамики в Москве (усадьба Кусково), а позднее и многих художественных музеев страны.
Действительно, документальное подтверждение о мировой известности советского «Жирафёнка» мы находим в справочнике авторитетного эксперта в сфере антикварного декоративно-прикладного искусства Джудит Миллер. «Жирафёнок» попал в число икон стиля 1960-х годов.
Мониторинг интернет-магазинов и аукционов дал впечатляющий результат. Источник всех продаж «Жирафёнка» в Европе – это Великобритания. Но его там так много, что цена дешевле российского рынка – в среднем 20 фунтов, что примерно равняется 2000 рублей.
Однако, помимо продукции с экспортной меткой «Made in USSR», встречается и «foreign» – «иностранный».
И главный вопрос: это чьи подделки!? Или это современный официальный экспорт из России?
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ячсастлив