Найти тему
Заметки из Петербурга

Какие достопримечательности Петербурга считались градостроительной ошибкой

Оглавление

Сложно представить, что главные достопримечательности Петербурга когда-то подвергались критике современников и даже могли быть снесены. Здания, которые сейчас являются общепринятыми памятниками архитектуры, на момент постройки вызывали недоумение общественности за слишком смелые и новаторские решения. Какие петербургские достопримечательности вызывали неприятие архитекторов и горожан?

Казанский собор

Казанский собор - одна из главных достопримечательностей Невского проспекта, мимо которой не проходит ни один турист. Однако у современников собор вызывал противоречивые чувства.

Архитекторо Воронихин вдохновлялся итальянскими храмами, а ворота и колоннада получились практически прямыми заимствования. За это его называли "копиистом". Стоит признать, что Казанский собор действительно не похож на типичный православный храм.

Колоннаду не получилось развернуть в полную силу из-за недостатка места, из-за чего современники считали её громоздкой. Сама идея полукруглой колоннады на Невском проспекте многим казалась неудачной.

Спас-на-Крови

Неорусская архитектура пришлась не по нраву многим современникам Спаса-на-Крови. Критики считали, что собор совершенно не впишется в облик Петербурга, где преобладал классицизм. Готовый храм они называли "архитектурным уродством" и "бонбоньеркой".

На тот момент пышный неорусский стиль действительно был нов для Петербурга. Нетипичное множество декоративных разноцветных деталей заметно выделялось на фоне других зданий. Цитирование древнерусской архитектуры, которой никогда не было в Петербурге, многие считали неуместным, как и схожесть с московским храмом Василия Блаженного.

Спас-на-Крови не понравился не только современникам, но и новой советской власти. В 1930-е годы храм решили снести, так как он "не представляет никакой исторической и культурной ценности". По неизвестным причинам снос был отсрочен, а из-за начала Великой отечественной войны отменён.

Сейчас это одна из главных и самых узнаваемых достопримечательностей Петербурга.

-2

Дом Зингера

Модерн стал по-настоящему новаторским стилем в архитектуре, ведь технический прогресс позволил реализовывать ранее недоступные решения, а концепция стиля подразумевала отказ от старых норм и традиций. Конечно, такое пришлось не по нраву многим петербургским консерваторам.

Выдающиеся примеры модерна, которые сейчас считаются архитектурными памятниками, были восприняты в штыки многими современниками. Вот, что писал поэт Георгий Иванов в начале XX века:

"На Невском, как грибы, вырастали одно за другим «роскошные» здания — настоящие «монстры», вроде магазина Елисеева или дома Зингера».

Обходя запрет на высотность зданий, архитектор дома Зингер Павел Сюзор создал новую доминанту Невского проспекта с мансардой и куполом. Тогда это решение показалось архитекторам и общественности неудачным, а здание - слишком заметным и выбивающимся из застройки проспекта.

-3

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор критиковали за плохое подражание античным постройкам, плохую освещённость интерьера и масштабность, называя "гигантской чернильницей". Критик Владимир Стасов писал:

"Колоссальные по размерам двери, но все это было ничтожно по мысли и творчеству, расслабленно сладко по выражению: формальность, безвкусие и казанщина. Все эти бессмысленные подражания так и остались жалким ничтожеством."
-4

Мариинский театр

Здание Мариинского театра не раз перестраивалось. Первоначальный проект предназначался для конного цирка, а затем видоизменялся и достраивался исходя из функциональных нужд театра. В итоге получилась довольно тяжеловесная и эклектичная архитектура без единой композиции. Вот что о финальном варианте писали современники:

"Уже не театр-дворец и не театр-замок. Он приобрел не столько парадный, сколько деловой вид."
Фото Aleksandr Zykov
Фото Aleksandr Zykov

Большеохтинский мост

Многие называют Большеохтинский мост самым красивым в Петербурге. Трёхпролётный мост с масштабными металлическими конструкциями стал новаторским и с инженерной, и с художественной точки зрения.

Смелое решение не могло быть встречено с единодушием, поэтому были недовольные получившимся проектом. Вот, что написал критик Александр Лунин:

"Конструкция Большеохтинского моста рациональна в техническом отношении, но его архитектурно-художественное решение нельзя назвать удачным: грузные каменные башни разводного пролета перегородили пространство над Невой. Они перегородили вид на Смольный собор."

-6

Сейчас сложно представить, что на момент постройки некоторые достопримечательности подвергались критике. Теперь они являются символами города и, кажется, абсолютно вписываются в историческую застройку.

Пожалуй, из всего списка, можно отчасти согласиться лишь с оценкой Мариинского театра. Да, все привыкли к его нынешнему облику, но если присмотреться, то театр действительно слишком эклектичен и несколько сумбурен. Но, конечно, по сравнению с Новой сценой он смотрится намного лучше (подробнее: Новая сцена Мариинки: памятник архитектуры или градостроительная ошибка?)

А что думаете вы? Если знаете ещё примеры, будет интересно почитать о них в комментариях.

Спасибо, что читаете, и подписывайтесь на канал, чтобы видеть больше публикаций.