Найти тему
УЕЗДНЫЕ ЗАМЕТКИ

"Уральский пипл с печальными глазами": как проходила выставка хиппи в Свердловске

Всем здравствуйте!

ДК Автомобилистов в 1980-е годы отличался от многих ДК тем, что здесь показывали некассовые, непопулярные, а порой и запрещённые фильмы. ДК отличал свой неповторимый стиль в выборе материалов просмотра и организации мероприятий. Кто-то помнит встречу с Юрием Норштейном в этом ДК, а кто-то и интересные, философские фильмы. Например, на встречу со зрителями сюда приезжал актёр Ю.Г. Богатырев, он рассказывал об участии в художественном фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих".

ДК Автомобилистов, 1980 г.
ДК Автомобилистов, 1980 г.

Что помнят о ДК Автомобилистов 1980-х годов местные жители? Изучим их мнение.

Д. Пинаев вспоминает: "Брат много переводил синхронно фильмы на немецком языке, которые показывались в ДК. Сидел в конце зала за столиком под лампой и, глядя на экран, читал свой перевод. Его приятель привозил катушки с фильмами из Москвы, из посольств, насколько помню, и сам переводил с английского. Директор [Леонид] Быков много показывал нашего кино: [фильмы] Киры Муратовой, например, "Астенический синдром". Первый раз посмотрел там "Проверку на дорогах" Германа. Много раз там проводили фестиваль Аэлита, с вручением премии за лучшее произведение года. В 1981, кажется, был там Аркадий Стругацкий. Много кто. Была встреча с актерами театра
имени Шота Руставели: беседовали с Кахи Кавсадзе (Абдулла из Белого солнца пустыни). А ещё в правой части здания, там где над входом сейчас восстановленная колокольня, заседал в начале 1990-х КЛФ Радиант, который вел Игорь Халымбаджа, обсуждали фантастику, и были просмотры фантастических фильмов с vhs, что было в новинку".

ДК Автомобилистов, 1970-е гг.
ДК Автомобилистов, 1970-е гг.

Е. Якубовская написала: "Там очень часто выступал Яков Тубин. Помню как мультфильмы Диснея впервые смотрели именно там. Поздно вечером, холодно. А мы еще с маленькими детьми пришли, к кинематографу приобщали".

По стилистике ДК было принято решение провести здесь первую в СССР на тот момент выставку "Искусство хиппи" в 1989 году. Она проходила в июне. Через несколько дней после начала работы выставки 5 июня 1989 года о ней написал в газете "Вечерний Свердловск" выпускник филологического факультета УрГУ, будущий аспирант, Вячеслав Курицын, просветительскую заметку с заголовком "Пипл с печальными глазами".

Вячеслав Курицын, автор заметки. Фото из wikipedia.ru
Вячеслав Курицын, автор заметки. Фото из wikipedia.ru
Приглашение на выставку хиппи, 1989.
Приглашение на выставку хиппи, 1989.

В качестве иллюстраций к заметке мы использовали немногочисленные фотографии С. Федорова.

В. Н. Курицын писал: "Первая в стране выставка искусства хиппи" - название, конечно, громкое. Выставка, может, и первая но само движение хиппи, эта замкнутая. казалось бы, система, давно интересует людей "со стороны": социологов, культурологов и специалистов по семиотике. Вместе с тем в массовом сознании хиппи зачастую ассоциируются с чем-либо опасным, или, во всяком случае, не совсем приличным. Официальной пропаганде выгодно поддерживать подобные заблуждения: есть "единство народа", а всё иное - это уже не народ. Руководитель выставочного зала ДК Автомобилистов Е. Касимов так сформулировал задачу выставки: показать людям, что хиппи не бяки.

Касимов Евгений, поэт. Фото с сайта plavmost.org
Касимов Евгений, поэт. Фото с сайта plavmost.org

Ну, что [они] не бяки - понятно. А всё-таки: может ли выставка дать случайному зрителю представление об идеологии и эстетике хиппи? Экспонатов не очень много, - да и не влезло бы больше в крохотный зал. Насколько их подбор случаен, с полной определенностью судить не могу, но мне показалось, что элемент случайности достаточно велик. Вряд ли искусство хиппи отражается в маленьком и зеркальце выставки абсолютно адекватно.

Но то, чего недостает, можно, видимо, дочувствовать. В экспонатах выставки есть, по-моему, главное, чем привлекают хиппи... Меня они, во всяком случае, привлекают всепроникающим миролюбием, которое сквозит даже в работах жёстких по линии и сюжету, глубокой грустью портретов: много ликов красивых, но нервных людей ("пипл" - как говорят хиппи) с глубокими печальными глазами. Когда обойдешь зал несколько раз, впервые увиденные лица покажутся столь же знакомыми, как и лик запечатленного на одном из портретов Гребенщикова..

Борис Гребенщиков, 1987. Фото из wikipedia.ru
Борис Гребенщиков, 1987. Фото из wikipedia.ru

Много на картинах "пейзажных мотивов", но пейзажи здесь, как мне показалось, всегда среда обитания: город, явленный не в парадости проспектов, не в фантасмагоричности урбанизма, а в повседневной грусти подворотен и автобусных остановок. И - "среда обитания" души - замкнутая на себя природа, отрешенная от мирской суеты, лёгкий, печальный ветерок.

Вторая часть экспонатов в афишах названа "дизайн", а на языке хиппи именуется "фенечки". Это предметы украшения: бусы, браслеты, безделушки, по которым хиппи узнают себя среди других "пиплов", внешнее обеспечение духовной общности, атрибутика. Мне, если честно, больше всего понравились "фенечки", магическое какое-то их притяжение. Да они, к тому же, просто здорово сделаны. Но это, повторяю, лишь моё личное мнение, как и эти заметки: взгляд стороннего наблюдателя.

-7

И третий раздел - литературные тексты. Они, по-моему, наиболее случайны: даже мне довелось читать иные, более основательные документы движения хиппи, определяющие его этику, эстетику и "идеологию". Тексты, впрочем, всё равно интересны. Пересказу они поддаются с трудом. Такой разве что можно привести стихотворный сюжет: прибежал хиппи в булочную перед самым закрытием, хлеб кончился, осталась под прилавком лишь грязная буханка, раздавленная при разгрузке чьим-то тяжёлым каблуком, и хиппи с благодарностью покупает этот хлеб. Здесь очень рельефно подано отношение пиплов к вещам и природе.

Рассказывая об экспонатах, я не назвал ни одного автора. Работы даже и не подписаны, что должно, видимо, означать духовное единство людей, избравших одну судьбу.

Очень важно для этой выставки - создать соответствующую атмосферу. В день открытия зал, мне показалось, был ещё чужд экспонатам, не природнился к ним. К вечеру, однако, воздух был уже полон дыхания публики (более 300 посетителей в один день - это для малюсенького зала очень много). Ленинградский художник Игорь Геко тихо играл на флейте, Андрей Козлов и Андрей Санников из объединения "Вернисаж" потчевали зрителей пирогом и соком...

Игорь Геко, ленинградский художник. Фото с сайта geko.s1802.ru
Игорь Геко, ленинградский художник. Фото с сайта geko.s1802.ru
Андрей Санников, поэт, историк. Фото из wikipedia.ru
Андрей Санников, поэт, историк. Фото из wikipedia.ru
Андрей Козлов (Кослоп), поэт, писатель
Андрей Козлов (Кослоп), поэт, писатель
-11

Словом, братство не братство, а некое объединение уже наметилось. А работать выставке ещё долго - до 25 июня.

Напоминаю, что открыта она в ДК Автомобилистов. Представлены работы свердловчан и ленинградцев. Выходных нет, вход с 10 до 20 часов" - завершает заметку филолог.

А какой помните эту выставку Вы? Расскажите о своем "хиппизме" в комментариях.

По материалам:

Курицын В. "Пипл" с печальными глазами // Вечерний Свердловск. 05.06.1989.

-12