Всем здравствуйте!
ДК Автомобилистов в 1980-е годы отличался от многих ДК тем, что здесь показывали некассовые, непопулярные, а порой и запрещённые фильмы. ДК отличал свой неповторимый стиль в выборе материалов просмотра и организации мероприятий. Кто-то помнит встречу с Юрием Норштейном в этом ДК, а кто-то и интересные, философские фильмы. Например, на встречу со зрителями сюда приезжал актёр Ю.Г. Богатырев, он рассказывал об участии в художественном фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих".
Что помнят о ДК Автомобилистов 1980-х годов местные жители? Изучим их мнение.
Д. Пинаев вспоминает: "Брат много переводил синхронно фильмы на немецком языке, которые показывались в ДК. Сидел в конце зала за столиком под лампой и, глядя на экран, читал свой перевод. Его приятель привозил катушки с фильмами из Москвы, из посольств, насколько помню, и сам переводил с английского. Директор [Леонид] Быков много показывал нашего кино: [фильмы] Киры Муратовой, например, "Астенический синдром". Первый раз посмотрел там "Проверку на дорогах" Германа. Много раз там проводили фестиваль Аэлита, с вручением премии за лучшее произведение года. В 1981, кажется, был там Аркадий Стругацкий. Много кто. Была встреча с актерами театра
имени Шота Руставели: беседовали с Кахи Кавсадзе (Абдулла из Белого солнца пустыни). А ещё в правой части здания, там где над входом сейчас восстановленная колокольня, заседал в начале 1990-х КЛФ Радиант, который вел Игорь Халымбаджа, обсуждали фантастику, и были просмотры фантастических фильмов с vhs, что было в новинку".
Е. Якубовская написала: "Там очень часто выступал Яков Тубин. Помню как мультфильмы Диснея впервые смотрели именно там. Поздно вечером, холодно. А мы еще с маленькими детьми пришли, к кинематографу приобщали".
По стилистике ДК было принято решение провести здесь первую в СССР на тот момент выставку "Искусство хиппи" в 1989 году. Она проходила в июне. Через несколько дней после начала работы выставки 5 июня 1989 года о ней написал в газете "Вечерний Свердловск" выпускник филологического факультета УрГУ, будущий аспирант, Вячеслав Курицын, просветительскую заметку с заголовком "Пипл с печальными глазами".
В качестве иллюстраций к заметке мы использовали немногочисленные фотографии С. Федорова.
В. Н. Курицын писал: "Первая в стране выставка искусства хиппи" - название, конечно, громкое. Выставка, может, и первая но само движение хиппи, эта замкнутая. казалось бы, система, давно интересует людей "со стороны": социологов, культурологов и специалистов по семиотике. Вместе с тем в массовом сознании хиппи зачастую ассоциируются с чем-либо опасным, или, во всяком случае, не совсем приличным. Официальной пропаганде выгодно поддерживать подобные заблуждения: есть "единство народа", а всё иное - это уже не народ. Руководитель выставочного зала ДК Автомобилистов Е. Касимов так сформулировал задачу выставки: показать людям, что хиппи не бяки.
Ну, что [они] не бяки - понятно. А всё-таки: может ли выставка дать случайному зрителю представление об идеологии и эстетике хиппи? Экспонатов не очень много, - да и не влезло бы больше в крохотный зал. Насколько их подбор случаен, с полной определенностью судить не могу, но мне показалось, что элемент случайности достаточно велик. Вряд ли искусство хиппи отражается в маленьком и зеркальце выставки абсолютно адекватно.
Но то, чего недостает, можно, видимо, дочувствовать. В экспонатах выставки есть, по-моему, главное, чем привлекают хиппи... Меня они, во всяком случае, привлекают всепроникающим миролюбием, которое сквозит даже в работах жёстких по линии и сюжету, глубокой грустью портретов: много ликов красивых, но нервных людей ("пипл" - как говорят хиппи) с глубокими печальными глазами. Когда обойдешь зал несколько раз, впервые увиденные лица покажутся столь же знакомыми, как и лик запечатленного на одном из портретов Гребенщикова..
Много на картинах "пейзажных мотивов", но пейзажи здесь, как мне показалось, всегда среда обитания: город, явленный не в парадости проспектов, не в фантасмагоричности урбанизма, а в повседневной грусти подворотен и автобусных остановок. И - "среда обитания" души - замкнутая на себя природа, отрешенная от мирской суеты, лёгкий, печальный ветерок.
Вторая часть экспонатов в афишах названа "дизайн", а на языке хиппи именуется "фенечки". Это предметы украшения: бусы, браслеты, безделушки, по которым хиппи узнают себя среди других "пиплов", внешнее обеспечение духовной общности, атрибутика. Мне, если честно, больше всего понравились "фенечки", магическое какое-то их притяжение. Да они, к тому же, просто здорово сделаны. Но это, повторяю, лишь моё личное мнение, как и эти заметки: взгляд стороннего наблюдателя.
И третий раздел - литературные тексты. Они, по-моему, наиболее случайны: даже мне довелось читать иные, более основательные документы движения хиппи, определяющие его этику, эстетику и "идеологию". Тексты, впрочем, всё равно интересны. Пересказу они поддаются с трудом. Такой разве что можно привести стихотворный сюжет: прибежал хиппи в булочную перед самым закрытием, хлеб кончился, осталась под прилавком лишь грязная буханка, раздавленная при разгрузке чьим-то тяжёлым каблуком, и хиппи с благодарностью покупает этот хлеб. Здесь очень рельефно подано отношение пиплов к вещам и природе.
Рассказывая об экспонатах, я не назвал ни одного автора. Работы даже и не подписаны, что должно, видимо, означать духовное единство людей, избравших одну судьбу.
Очень важно для этой выставки - создать соответствующую атмосферу. В день открытия зал, мне показалось, был ещё чужд экспонатам, не природнился к ним. К вечеру, однако, воздух был уже полон дыхания публики (более 300 посетителей в один день - это для малюсенького зала очень много). Ленинградский художник Игорь Геко тихо играл на флейте, Андрей Козлов и Андрей Санников из объединения "Вернисаж" потчевали зрителей пирогом и соком...
Словом, братство не братство, а некое объединение уже наметилось. А работать выставке ещё долго - до 25 июня.
Напоминаю, что открыта она в ДК Автомобилистов. Представлены работы свердловчан и ленинградцев. Выходных нет, вход с 10 до 20 часов" - завершает заметку филолог.
А какой помните эту выставку Вы? Расскажите о своем "хиппизме" в комментариях.
По материалам:
Курицын В. "Пипл" с печальными глазами // Вечерний Свердловск. 05.06.1989.