Найти в Дзене
Наталия Ефимова

Евровидение: песни, которые мы заслужили

Вы тоже вдруг заметили, что у слов «вдохнуть» и «вдохновение» общий корень?

Я сегодня заметила это впервые.

Расскажу я не про Манижу. А про три песни, которые могу смотреть и слушать бесконечно, хотя видео – неважного качества. Ни ярких красок, ни стразов, ни лаконичных трусов, ни энергичного кордебалета. Ничего из того, что сейчас называется таким пустым и одновременно пугающе ёмким словом «шоу».

Песни будут французские. Но для меня Бетховен и Моцарт наши в той же степени, что и Чайковский. У музыки нет национальности. Она – общая Вселенная наших душ и сердец, великая объединяющая сила.

Если, конечно, речь о музыке, а не о шоу.

*******

История первая.

Случайно увидела клип на ютубе. Как всегда с дурацкими приписками про мурашки по коже.

-2

Но первый кадр зацепил и нажала на play.

JE T'AIME

Утерев слезы, почитала комментарии. Как всегда, полные мифов и легенд. Предположений про то, что всё подстроено (тогда это космически гениально, но я не верю). Про то, что певица пережила накануне очень серьезную личную драму. Про то, что вышла на сцену с запредельно высокой температурой...

Меня то, что я услышала, пронзило от макушки до пяток, пробило насквозь сердце. И эти подробности совершенно не интересовали. Песня была обо мне. В этом смысл всего настоящего, что звучит в нашем мире.

Но в одном из комментариев кто-то написал, что певица здесь переживает смерть молодого друга Грегори Лемаршаля. Я впервые увидела это имя. И что-то заставило меня пойти дальше...

*********

История вторая.

То, что в момент исполнения той песни Грегори был жив, установить несложно. Невероятным оказался факт существования в России целого клуба грегорианцев, который действует и поныне. Вот свежее тому подтверждение.

-3

За то, что пост написан в 5.09, я простила даже «доброго времени суток». Все грегорианцы огорчены тем, что из-за ковида отменена очередная встреча друзей Лемаршаля в маленьком французском городке, где он упокоен.

В мае 2021 года певцу, который произвел сенсацию на «Фабрике звезд» (у них «Staracademy») исполнилось бы 38 лет.

Вот песня, которую поет юноша, у которого неизлечимое генетическое заболевание - муковисцидоз. Он живет на таблетках и капельницах, его легкие работают на 20%. История его жизни – постоянная борьба, о которой сегодня написаны тома во Франции. Но это сейчас. А тогда он сначала не очень-то хочет петь, потом его не берут в программу «Nouvelle Star», сказав что-то вроде «Приходите завтра» - словно впереди у него необъятная жизнь. На фабрику звезд он тоже прорывается с трудом, ему и родителям приходится приложить массу усилий, чтобы слухи о болезни не просочились в широкие массы (позднее все равно найдутся циники, которые назовут его победу договорняком).

За него проголосуют 80% зрителей. Это будет сенсация.

SOS

Дебютный диск Грегори станет платиновым, второй, выпущенный после его ухода - бриллиантовым.

В 2006-м – у 23-летнего певца триумфальное трехдневное выступление в «Олимпии», о котором отец расскажет:

«За пятнадцать минут до концерта у него просто не было голоса. Мы срочно вызвали Стефана, специалиста по этиопатии, и благодаря его помощи Грегори смог петь, причем даже все самые сложные мелодии. Да, ему было больно, он безумно мучался, но ему это удалось. Зрители не увидели ничего, кроме артиста, зажигающего огни на сцене, а у директора Олимпии слезы были на глазах…»

Зрители будут петь вместе с Грегом, которого уже любит вся страна.

Олимпия-2006

В июне 2007 запланирован большой концерт, билеты раскуплены. Но 28 апреля из больницы певец обращается к зрителям.

Дорогие грегорьянцы, ещё никогда в жизни я не отправлял вам сообщение с такой болью, как сейчас. Действительно, самой большой радостью 2007 года для меня был бы этот концерт 16 июня, «вечер друзей», который я хотел провести для вас, который я с таким вдохновением придумывал и создавал для вас, чтобы поблагодарить за вашу постоянную поддержку и чтобы подарить вам немного счастья — того счастья, которое вы дарите мне каждый день на протяжении вот уже трёх лет.
Но, к сожалению, в данный момент состояние моего здоровья не позволяет мне реализовать проект, который мне был настолько дорог. Врачи настоятельно советуют или даже скорее заставляют меня взять вынужденную паузу как минимум на 3 месяца, чтобы пройти курс лечения и поправиться. У меня разрывается сердце, мне безумно горько, но я вынужден отложить нашу с вами встречу и перенести её на неопределенный срок, примерные даты которого я сообщу вам позже.
Команда фан-клуба в ближайшее время объяснит вам, как можно будет вернуть деньги за билеты на концерт. Конечно же, я постараюсь продолжить давать вам весточки о себе, и знайте, что мне как никогда необходимы ваша поддержка и любовь.
Я вас люблю.
Грегори».

-4

В больнице он будет пребывать, к моему удивлению, не в таких тепличных условиях, какими они вечно представляются нам отсюда.

Из воспоминаний отца:

«Однажды я вывез его подышать где-то в час ночи, потому что в апреле было невыносимо жарко и только ночью он мог дышать… И вот он сидел в своём инвалидном кресле с кислородной маской на лице, и на минутку приподнял маску, чтобы сказать мне… помните дерево, которое только что показали в репортаже? Так вот, он посмотрел на это дерево, и сказал мне: «Смотри, папа, это мой лес». У меня внутри всё просто перевернулось от его слов… Зелень, воздух, телевизоры, пространство в палатах, чтобы семья могла оставаться на ночь, велосипеды, чтобы тренировать дыхание — существует столько разных вещей, которые необходимо сделать, улучшить...»

30 апреля Грегори не станет. Но родители в память о сыне создадут Ассоциацию его имени, которая будет собирать средства для строительства новых отделений для больных муковисцидозом. Родители, потерявшие сына, будут помогать сохранять жизни других детей.

Они делают это поныне. Прочитала отрывки из книги его матери Лоранс (прибыль от изданий и дисков Грегори пополняет фонд борьбы с неизлечимой болезнью).

30 апреля 2007 года мне словно провели ампутацию. Отняв Грегори накануне его 24-летия, муковисцидоз забрал у меня часть меня самой, забрал у меня целую жизнь, полную беспокойства и нежности, тоски и смеха, великих планов на будущее и моментов чистого счастья и надежды. Но ему не удалось разбить «великолепную четверку», которую представляет собой наша семья. После конца наступает бесконечность. Наша любовь, которую мы всегда так горячо хранили, продолжает расти. Мы все еще смеемся, плачем и живем все вместе. И вместе мы каждый день смотрим муковисцидозу прямо в глаза, и клянемся, что скоро настанет и его очередь.

-5

Наши и французские друзья Грегори не приедут в этом году в гости к его семье. Но ролик, выпушенный к дню рождения певца, еще раз подтвердил правоту его биографов и посрамил лжецов и хайпожоров, которые продолжают топтаться на памяти Грегори. Смертельно большой мальчик, действительно, стал в 12 лет чемпионом Франции по акробатическом рок-н-роллу – там есть кадры...

Прекрасный ролик о жизни Грегори.

Он никогда не сдавался.

**********

История третья.

Песню «Là-bas» написал в 1987 году Жан-Жак Гольдман, сын польского еврея, участника французского Сопротивления. На женскую роль в клипе позвали девушку Сириму, которая пела в парижском метро. Ее услышал и оценил саксофонист группы.

Ролик рассказывает о юноше, который рвется туда – в мир больших возможностей. Здесь тесно его мечтам, он не хочет жить по общим правилам, в мире оков и ограничений. «Не уходи», - просит его девушка.

Тот самый клип.

Сирима здесь прекрасна. У песни и исполнителей – феноменальный успех. Через два года, не желая принять растущую популярность певицы, 25-летнюю Сириму убьет муж или друг, уж не знаю как назвать... А когда песня снова будет звучать на сцене, женскую партию в ней будут практически всегда убирать.

В 2006 году ее споет Грегори Лемаршаль. Сириму заменят 500 хористов. И слова песни обретут совершенно иной смысл.

Особенно последние слова:

У меня нет выбора.

Я потеряю себя, если останусь.

Поэтому я иду туда.

Наш Лемаршаль и голоса тех, кто просит его остаться.

Через год Грегори уйдет. Но все эти песни останутся в моем – и не только – сердце навсегда.

Что останется от тех, которые звучат из всех утюгов сегодня, не знаю.

Это все, что я хотела сказать о Маниже и Евровидении.