Найти тему
Анна Приходько

Зоя. Последняя страница её истории

"Зоя" 245 / 1 / 244

Джан вернулся домой весной 1946 года. Зоя и Янек встретили его с радостью. Но радости в глазах у сына не было. Янек тут же спросил:

— Где жена?

Джан лишь опустил голову. А потом рассказал, что был у Валентины, что воспитывает она двоих сыновей. Но сыновья эти не его.

— Как же так? — вздохнула Зоя. — Мне Валя писала, что сестра её погибла. Янчик об этом и не знает ещё. А про детей ничего не написала.

— Мама, хорошо, что не написала. Я же ради неё жив остался. Каждый день на войне я думал о ней, а она вот так… Она и сказала, что не стала подрывать мой боевой дух. А я бы, мама, если бы узнал об этом раньше, то лез бы под пули. Люблю я её, сил просто нет. Увидел её вчера. Моя же она, жена всё-таки. А она чужая. Я и простить был готов. Сказал, что воспитаем и этих, и других нарожаем. А она ни в какую. Больнее всего было слышать, что она меня больше не любит.

— Спасибо Вале за то, что не написала она тебе об этом, мудро поступила, — сказала Зоя. — А в остальном ей Бог судья. Мил насильно не будешь, сынок. С такой однобокой любовью очень тяжело жить, поверь мне.

Найти других поддерживающих слов для сына Зоя не могла. Она знала, о чём говорит. Лоран был тому примером. И Зоя молила Бога, чтобы разбитое сердце её Джана быстрее склеилось и вновь полюбило.

Янек уже ночью, когда легли спать, сказал жене:

— Спасибо, родная, что дождалась меня и тогда, и сейчас. Я смотрю на сына и даже представить себе не могу, как это больно. Спасибо, Зоя, что не дала мне почувствовать эту боль.

— Я же люблю тебя, Янек. А у сына всё по-другому. Если бы я могла, я бы кусочек своей любви к тебе в сына вдохнула, чтобы он поскорее встретил своё счастье.

— Что-то не получилось у наших детей такой любви, как у нас с тобой, — с сожалением в голосе произнёс Янек.

— А нужна она им, любовь такая? Я дышать без тебя не могла. И Злата до сих пор без Вани не может. Как я ей скажу, что нет больше Ивана? — ответила Зоя.

— Я буду рядом, справимся вместе, у Златы муж есть. Жалко Ивана. Макар как вспомнит о нём, так в глаза его смотреть не могу…

Злата и её муж летом 1946 года вернулись в Ростов. Зоя не смогла скрыть от дочери страшную новость. Сказала не сразу, а когда пообнимались, поговорили. Несколько дней Злата ни с кем не разговаривала. Плакала то в объятьях матери, то в объятьях отца.

Зоино сердце разрывалось на части. Она никак не могла помочь своей девочке, своей старшей доченьке. С ней были связаны самые лучшие дни Зоиной жизни. Когда Злата родилась, Янек принадлежал только ей, Зое. Не было тогда в их жизни ни Карины, ни Кати, ни ссылки… Были только Янек, Зоя и их маленькая девочка Злата.

Теперь Янек восхищался дочерью как тогда, когда она только родилась. И мысленно корил себя за то, что та повзрослела, а любви своей он дал ей мало. Их отношения после войны улучшились. Наверное, этому поспособствовало и то, что Катя жила уже своей семьёй и почти не приходила к Зое и Янеку. Да и Злата предпочитала встречаться с родителями в своей квартире.

Янчик (сын Янека и Карины) приехал в Ростов в 1949 году. Он вместе со своей женой Таисией пробыл у родителей две недели. Потом каждый год навещал родителей до самой их смерти.

Янчик и Таисия воспитывали сына и дочь. Дети пошли по стопам родителей и оба стали военными врачами.

Младший сын Зои и Янека Александр женился в тот же день, когда и его брат Алексей.

В отличие от Алексея, Александр был счастлив в браке. И тоже прожил долгую жизнь. Умер в возрасте 93 лет. Его жена Евдокия умерла десятью годами раньше в 2003 году. Вместе они воспитали дочь Зою.

Джан в 1948 году женился на воспитательнице детского сада. У них родилось 3 сына.

Илья и его жена Лея вместе с детьми в 1937 году уехали в Германию. В семье Зое ходил слух о том, что Лее часто снилась её мать Матильда и умоляла переехать в Германию. Когда дочь решилась на это, Матильда сниться перестала.

***

Николай Алексеевич попал на могилку бабушки и дедушки только через два года после их смерти. У него было всего несколько часов, чтобы сходить на кладбище. А фотографии он забрал себе уже в 1990 году, когда продавали бабушкин дом.

Катя умерла в 1979 году, а Прохор в 1980 году.

Об Анне Левандовски, Софии, Германе Боровски у Николая Алексеевича нет никаких сведений. Также неизвестна судьба Евдокии Степановны и Джана. Он сделал всё возможное и даже больше.

Николай Алексеевич благодарит всех читателей за то, что они нашли время для прочтения этой удивительной истории.

На этом и я закончу повествовать.

Спасибо, что были со мной все эти месяцы на Дзене.

Приглашаю вас на «Святого Петра». Это история рассказана моим подписчиком. Она мистическая.

Для тех, кто не любит мистику, могу на этом канале публиковать короткие рассказы и в ближайшее время ещё одну удивительную историю о любви.

Для тех, кто желал отблагодарить финансово публикую ниже форму (необязательно, не принуждаю никого, исключительно для тех, кто хотел)

Карты привязаны к номеру 89094174464 (Анна Юрьевна П.)

Карта Сбербанка: 5469 4009 3226 8340

Тиньков Банк: 5536 9139 0865 6917

Анна Юрьевна Приходько

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц