Ведение фокус-группы – не самая простая задача, и для ее выполнения модератору нужно набраться опыта. Рассказываем, что важно учитывать и соблюдать при групповой беседе.
Фокус-группы проводить сложнее, чем интервью, в том числе и из-за групповой динамики. Это процесс, который возникает при взаимодействии респондентов между собой. Заключается он в активном обмене мнениями среди респондентов, то есть именно в коллективном обсуждении вопроса. Здесь-то и кроется основная сложность для того, кто проводит фокус-группу.
Важно:
- Модератор должен уметь поддерживать групповую динамику, чтобы участники свободно общались, а обсуждение не превращалось в разговор с каждым респондентом по очереди.
2. Необходимо также контролировать дискуссию, чтобы она шла корректно и не уходила в обсуждение ненужных нам тем.
3. Для соблюдения нужного вектора разговора, модератор задает заранее обозначенные вопросы и всегда опирается на задачи исследования.
Помещение, в котором проводятся фокус-группы, называется фокус-комната. Вы наверняка видели подобное в американских фильмах, где следователи опрашивают преступников, а наблюдатели находятся в соседней комнате за непрозрачным стеклом, за которым их не видно. В нашем случае – все то же самое. За исключением того, что мы опрашиваем обычных людей и не оказываем на них давления.
Респонденты, видя перед собой зеркало, чаще и не подозревают о том, что за ним кто-то находится. В ряде случаев они могут догадываться об этом, но быстро отвлекаются на обсуждение и обо всем забывают. А чтобы точно обеспечить свою «невидимость», в комнате не стоит включать свет и использовать телефон близко со стеклом – тогда присутствующих в соседней комнате людей может быть видно.
Важно:
- Фокус-комната должна быть оборудована качественной техникой, с помощью которой будет вестись аудио и видеозапись беседы.
- Часто респонденты начинают говорить одновременно или перебивать друг друга. Для качественной расшифровки диалога, необходимо использовать диктофон. Лучшего всего положить его на середину стола.
- Многие клиенты выражают желание наблюдать за проведением фокус-группы, но присутствовать лично «за стеклом» не могут. В таком случае нужно, чтобы из фокус-комнаты велась онлайн-трансляция беседы.
По ходу группы клиент может задавать вопросы модератору. Важно заранее договориться, каким образом клиент будет сообщать о новых вопросах. Для этого нужно разделить их на срочные и не очень.
После обговорить с клиентом моменты, когда он будет заходить в фокус-комнату за вопросами/ комментариями (обычно 1-2 раза в течение дискуссии и 1 раз непосредственно перед ее завершением).
Для срочных вопросов сейчас чаще всего используются мессенджеры. Но тут также стоит договориться заранее, чтобы это делал только один человек с клиентской стороны. С сообщениями лучше не перебарщивать: они так или иначе отвлекают модератора, особенно если их чрезмерно много. Если же вопрос несрочный, то лучше дождаться момента, когда модератор заходит в комнату к клиенту.
Желаем вам эффективных фокус-групп!
Пожалуйста, ставьте лайк, если вам понравилась публикация, и подписывайтесь на наш канал! А если вам удобнее наблюдать за нами в Telegram, то приглашаем в наш уютный канал :)
Также читайте: