Рассказываем про очередной литературный жанр. Как водится, с примерами.
Считается, что термин придумал американский писатель Чарльз Льюис Грант. Впервые он был использован в 1973 году как название для небольшого фанатского журнала (фэнзина), а уже в 80-х им уже широко пользовались издатели для привлечения новой аудитории.
Речь у нас пойдёт про условно более «взрослую» (по сравнению с классической героической) форму фэнтези. Добро и зло здесь нечётки, зачастую действует «серая» мораль. Условно хорошие персонажи в таких книгах способны совершать не слишком благовидные поступки. Протагонист как правило является антигероем, а относительное добро побеждает далеко не всегда.
Топ-14 литературных антигероев (первая часть)
Топ-14 литературных антигероев (вторая часть)
Боевые действия и любовные отношения в книгах этого жанра нередко сопровождаются разного рода натурализмом. Сюжеты частенько гуляют туда-сюда по жанровой грани с хоррором и готикой (однако не пересекают её). Иногда жанр заруливает на территорию максимального реализма, минимизируя магию и в деталях показывая как работает то, что в истории международных отношений называют realpolitik (люди попроще знают это же явление под словом «маккиавеллизм»).
Если традиционная фэнтези частоустроена как история о взрослении, то тёмная предназначена немного для других целей. Её задача — рассказать как устроен мир взрослых без присущих волшебной сказке розовых очков. При этом фэнтези есть фэнтези. Эти книги предназначены для молодых людей, сбытия там как правило разворачиваются в условной вымышленной реальности, а намеки на события реального мира даются путем иносказаний.
Краткая теоретическая часть на этом у нас более-менее закончена. Пора переходить к практике. Мы ограничимся тремя не слишком избитыми примерами, хотя вообще-то и «Ведьмак» Саковского, и любимая народом «Песнь льда и пламени» Дж. Р.Р. Мартина являются классикой именно этого жанра.
Цикл о Кейне, Карл Вагнер
Культовая трилогия романов, к которой примыкает еще два десятка рассказов. Все они посвящены приключениям антигероя, прототипом которого стал... библейский Каин. Бог (дело в половине книжек происходит в вымышленном досредневековом обществе) наказал парня за убийство брата бесмертием. Теперь он обречён тысячелетиями скитаться по миру.
Кейн описан как могущественный боец-левша. У него рыжие волосы и голубые глаза, взгляд которых никто не может долго выдерживаать. Любые раны, включая смертельные, на нем затягиваются как на собаке. На жизнь он зарабатывает как наёмник, продавая свой меч и ум любому, кто готов за них платить. Подчеркнуто антигероистому персонажу глубоко плевать на стандартную мораль, а общая тема, которая проходит через весь цикл — это усталость от бессмертия и попытки героя придать своему существованию хоть какой-то смысл.
«Печальная история братьев Гроссбарт», Джесс Буллингтон
Самая суровая из книг этой подборки. Повествует о паломничеству по гротескно сгущенному средневековому миру двух братьев-гробовщиков Гегеля и Манфрида Гроссбартов.
Оба они являются отъявленными отморозками, расхитителями гробниц, убийцами и ворами. При этом у ребят имеются своеобразные принципы, а их высокоученые диалоги способны доставить читателю отдельное удовольствие. Забавно и то, что по ходу сюжета они умудряются снискать себе народную славу праведников. На выходе имеем своеобразную оригинальную деконструкцию житий католических святых.
Это довольно увлекательное чтение, если вас не остановят сцены жестокости. Стиль книги выдержан ровно и какой-то важной грани в «жести» не переходит, хотя идёт дальше, чем вы привыкли по книжкам Мартина и Сапковского. Есть в этом всём даже своеобразное морализаторство, поскольку циничные ловчилы за свои грехи всё же будут наказаны. Недаром их история «печальная».
Цикл «Волшебники», Лев Гроссман
Один из ведущих авторов журнала Time, известный в США литературный критик и большой знаток гик-культуры в какой-то момент решил стать детским писателем. Он создал нашпигованную ехидными отсылками к классической фэнтези историю про бруклинского школьника Квентина Колдуотера.
Подросток этот одарен математически, однако одинок и страдает от депрессии. Вообще-то главный герой готовится поступать в Принстонский университет, но в душе мечтает попасть в волшебную страну Филлори, о которой прочитал в цикле детских книжек. Однажды Квентин получает приглашение сдать ступительный экзамен в магический колледж Бреклисс, где готовят юных волшебников.
После первичной рекогносцировки в учебном заведении на факультете, где практикуют «физику» — то есть магию, которая изменяет материю, из которой состоят вещи — главной целью молодого человека и двух его друзей («ботанички» Элис и бунтаря-панка Пэнни) становится поиск способа проникнуть в реально существующую Филлорию — место, которое по атмосфере напоминает концентрированно «тёмный» вариант Нарнии Клайва Льюиса.
По книге телеканалом SyFy сделан популярный сериал, который выходит уже пять сезонов. Однако если вы прочтёте цикл после его просмотра, то обнаружите, что адаптация сделана сильно «по мотивам», а книжка-первоисточник глубже и... мрачнее. Несмотря на то, что на Западе она по какому-то недоразумению позиционируется как янг-эдалт, вам определенно не стоит покупать её детишкам до 18 лет. Литературный цикл состоит из трех книг.
Человек, который придумал Пинхеда
Гофман: как жил предтеча тёмного фэнтези?
Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы видеть больше материалов на близкие темы в своей Яндекс-ленте.