Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Смерть среди айсбергов / Орка: кит-убийца. Orca: Killer Whale (1977)

Смерть среди айсбергов / Орка: кит-убийца. Orca: Killer Whale. Италия- Нидерланды-США, 1977. Режиссер Майкл Андерсон. Сценаристы: Лучиано Винченцони, Серджио Донати, Роберт Таун. Актеры: Ричард Харрис, Бо Дерек, Роберт Каррадайн, Шарлотта Рэмплинг, Уилл Сэмпсон и др. Прокат в СССР – 1982. 33,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

В этом фильме Майкл Андерсон (1920-2018) весьма своевременно высказался в защиту животного мира морей и океанов. Отдельные сцены фильма сделаны с незаурядным мастерством, напряженно, жестко. В картине помимо красавца-кита заняты замечательные актеры Ричард Харрис ("Такова спортивная жизнь") и Шарлотта Рэмплинг ("Ночной портье", "Гибель богов"). Демонстрирует свою спортивную фигуру бывшая модель Бо Дерек... Однако вторичность сценария и режиссуры, на мой взгляд, сводит к минимуму все актерские усилия, оставляя благоприятную возможность для оператора Тэда Мура снимать красивые восходы и закаты и величавые прыжки китов под грустную музыку Эннио Морриконе...

-3

Впрочем, кинокритик Игорь Евдокимов считает, что «Орка» отнюдь не худший представитель клонов «Челюстей». Это зрелищное кино с сильным актерским составом, суровой полярной красотой и дьявольски-изобретательным китом-убийцей. Фанаты жанра с фильмом уже наверняка знакомы, а для желающих приобщиться к «животным ужасам» это отличный номер 2 после шедевра Стивена Спилберга (не говоря уже о том, что «Смерть среди айсбергов» однозначно лучше всех «челюстных» сиквелов) (Евдокимов, 2018). Евдокимов И. Знакомьтесь, косатка-Майкл Майерс // Darker. 2018. № 1. https://darkermagazine.ru/page/znakomtes-kosatka-majkl-majers

-4

А кинокритик Денис Горелов резонно напоминает, что «ритуальная битва Мужчины с Очень Крупной Рыбой – становой мотив американской мифологии, взращенной «Моби Диком», популярным там на уровне нашего «Евгения Онегина» в качестве Умной Книги Вообще. Сюжет единоборства всплывает у них с завидной регулярностью – достаточно одного «Старика и моря», чтобы понять значение мифологемы для национального характера. Причем если книги XIX и первой половины XX в. удостоверяли приоритет человека и его дубленого характера, экологизм 70‑х сместил акценты в сторону неразумия гомо сапиенса в природопользовании» (Горелов, 2019). Горелов Д. Игра в пустяки, или «Золото Маккены» и еще 97 советских фильмов иностранного проката. М.: Флюид ФриФлай, 2019.

-5

У нынешних зрителей о «Смерти среди айсбергов», как правило, сохранились хорошие воспоминания:

«Мне фильм понравился. Очень впечатлила история о борьбе на смерть браконьера и самца косатки, который мстит ему за смерть своей подруги. Эта кинокартина должна стать уроком для тех, кто беспощадно относится к природе» (Барбос).

-6

«Еще в школьные годы смотрела этот фильм в кинотеатре, на большом экране, со стереозвуком, помню крик касатки. Очень зрелищный фильм, красивейшие съемки, а какая музыка. Запомнился особенно финал, глаза касатки...» (М. Новикова).

«Фильм впервые увидел в далёкие школьные годы, недавно с большим удовольствием, посмотрел его снова. Ничего лучшего так больше и не увидел (борьба и жизнь человека и животных). Замечательный фильм, великолепная музыка, отменная игра Рэмплинг (запомнил эту актрису с этого фильма) и Харриса! Ну и сюжет - нет слов, драма высшего пилотажа» (Маг).

Александр Федоров, 1982-2021