Отличная лента, которая не совсем то, чем кажется.
Фильм "Спасительница" ("Saint Maud") 2019 года сняла по собственному сценарию Роуз Гласс. В течение девяти лет она упражнялась в коротком метре и вот теперь представила на суд критики и публики дебютную полноформатную работу. Критики, особенно британские, пришли от ленты в восторг, но многие зрители творчество девушки оценили не столь высоко. Чем же цепляет простая история о кризисе веры и саморазрушении под видом спасения? Это длинная статья, если не интересно, можно сразу промотать вниз и посмотреть оценку и плюсы/минусы.
Богобоязненная девушка со всеми своими демонами устраивается сиделкой к бывшей известной танцовщице, страдающей раком в четвёртой стадии. Преданная служительница Господа собирается очистить душу заблудшей, ведь, как ей кажется, именно этого хочет небесный владыка...
Картина действительно больше полюбилась критикам, завсегдатаям фестивалей и слегка повёрнутым на кинематографе, чем зрителям, привыкшим смотреть кино безотносительно огромного фундамента, на котором оно стоит. Это не плохо, не хорошо и ни в коем случае не оскорбление последних. "Спасительница" продолжает ряд фильмов, в которых исследуется кризис веры, свойственный жителям стран с большим влиянием церкви на бытие граждан. Если кому-то казалось, что такая проблема в современном мире себя исчерпала, то это не так. Никуда не делись фанатики, строгие религиозные школы, общины, живущие по тысячелетним законам, да и целые государства, во главе которых стоят священники. Так. Я тут хожу по очень тонкому льду, поэтому сворачиваю на более твёрдую почву.
В данном случае, основой для фильма послужили собственные воспоминания режиссёра о годах учёбы в католической школе и фильм "Сквозь тусклое стекло" Ингмара Бергмана. Именно отсюда растут лапки таракана, заговорившего от имени Бога с главной героиней. Однако, если бы Гласс просто пережёвывала старые идеи, этого было бы недостаточно, чтобы получить столько хвалебных слов в свой адрес. Режиссёра больше всего интересует не сами религиозные сомнения и страсти, а одиночество, приводящее к ним как к единственному возможному варианту. Героиня истории, девушка со множеством психологических проблем и комплексов пыталась влиться в общество разными способами, но всегда чувствовала себя чужой. В конечном итоге она начнет испытывать большее отвращение, смешанное со снисхождением к другим людям, нежели они к ней.
Её обращение в католическую веру становится спасением после некоего ужасного инцидента в недавнем прошлом. Только так она может получить хоть какую-то поддержку, пусть и невидимую. Судя по всему, из-за неё погиб пациент в хосписе, где она работала. Единственная ли это причина или всё началось раньше? Весь фильм сосредоточен на Мод, вокруг которой нет ни единой близкой живой души, что только подчёркивается миниатюрностью и давящей замкнутостью её жилища. Единственная компания героини в прошлом - это случайные партнёры, подцепленные в баре, которых она интересует ровно до окончания близости. Теперь она расцарапывает низ живота в качестве наказания за "желание". Или же это растяжки после прерванной на позднем сроке беременности? Прямого ответа режиссёр не даёт.
Из такой жизни единственным выходом для неё становится католичество, в которое она, отвергаемая обществом, бросается со всей той страстью, что осталась в душе. Все мы хотим достигнуть высот на выбранном поприще и общественного признания в том или ином виде. Вершиной для Мод становится статус спасительницы. Ей необходимо знать, что все страдания, вся её жизнь не были бессмысленной вереницей дней, что есть какая-то цель, предназначение (в комментариях я напишу анекдот на эту тему). Своей миссией Мод видит приобщение к Богу умирающей от рака танцовщицы. Именно она невольно становится катализатором перемен в сознании Мод, не привыкшей к обществу и пониманию. Вежливость и насмешку она принимает за искренность и дружбу. Известная артистка до последнего просто не могла себе представить, что можно быть настолько одиноким в окружении людей и каковы последствия подобного чувства.
Без человеческой заботы и поддержки выбранный Мод путь приводит её лишь к саморазрушению. Впрочем, как и любой другой. Режиссёр в данном случае нападает не на религию как таковую, а на безразличие и одиночество. Религиозная Мод точно также причиняет вред своему сознанию и телу, как и неверующая. Одинаковым видится Гласс конечный пункт героини, независимо от избранной тропинки. Поэтому единственной попыткой зацепиться за остатки социальности становится знакомая, так и не ставшая подругой, которая появляется слишком поздно и не замечает признаков грядущей катастрофы. К этому моменту Мод окончательно погрузилась в пучину самой себя. Даже Бог, говорящий с ней - это чуточку обработанный голос актрисы играющей героиню и произносящей слова на родном валлийском. Полное, тотальное, безграничное одиночество, создающее свой собственный мирок, в котором нет места никому больше.
Последняя секунда фильма призвана не поиздеваться над персонажем Мод - это смачная пощёчина зрителю, который весь фильм воспринимал её как сумасшедшую ущербную девушку и даже не думал бы ей помогать. Именно поэтому финал так хорош, как и вся остальная техническая часть картины. Прекрасная работа оператора Бена Фордесмана, такого же дебютанта, как и Гласс. В своей первой работе товарищ продемонстрировал отличные навыки работы со светом и тенью. Очень надеюсь на их дальнейшее сотрудничество. Не отстаёт от них и звуковое оформление. Музыка и звуковой дизайн прекрасно дополняют атмосферу одиночества и постепенного нисхождения в бездну главной героини. Выступление центральной пары актрис также прекрасно. Хотелось бы добавить, что исполнительницу роли Мод Морфидд Кларк зритель вскоре увидит в образе молодой Галадриэль из сериала по "Властелину колец". От меня эта история бескрайнего одиночества, вскрытая скальпелем религиозности, получает уверенную четвёрку по пятибалльной системе.
Плюсы: 1) простой, но достойный сюжет 2) отличная игра главной героини 3) оператор выложился на все 146 процентов, учитывая бюджет 4) отменная концовка
Минусы: 1) простой сюжет
Подписывайтесь, комментируйте, а если репост в социальных сетях сделаете, то вообще огромное спасибо. Предлагайте фильмы на обзор в чате канала.