Найти в Дзене
Алексей Давыдов

Обзор 'The Reckoning': Неприятный опыт на всех уровнях

Рецензия на новый фильм ужасов, который сейчас на канале Shudder.

В прошлом мне нравился ряд фильмов режиссера Нила Маршалла. The Descent - это, конечно, современный шедевр невыносимого напряжения. Центурион" выглядит феноменально. Я даже посмотрел "Судный день" с компанией друзей на свой 18-й день рождения. Помню, как мне понравилось это беспорядочное, бессмысленное смешение жанров, я оценил его гонзо-энергию и забавные экшн-хоррор-сетки так, как не понравилось моим друзьям.

Поэтому меня заинтересовал его новый фильм The Reckoning, который вышел на канале Shudder. Я надеялся на проблеск странности "Судного дня", но, конечно, с радостью согласился бы на что-то, что, по крайней мере, обеспечит солидные потрясения от кровавого насилия. К сожалению, "Расплата" - это осечка по всем параметрам, не достаточно странная, чтобы быть особенно интересной, и не достаточно напряженная, чтобы работать как фильм ужасов. Это фильм, который вместо этого довольствуется удивительно санированными пытками своей главной актрисы (невесты Маршалла и соавтора фильма Шарлотты Кирк), ломая и наказывая ее. Предположительно, все это - способ прокомментировать историческую демонизацию женщин, но хромой сценарий фильма не может сказать ничего особенно глубокого на эту тему.

Действие фильма "Расплата" происходит в Англии в 1665 году, во время эпидемии чумы и сопутствующей ей паники ведьм. Кирк играет Грейс Хаверсток, молодую женщину, которая в детстве была вынуждена наблюдать за тем, как ее мать вытащили из дома и сожгли на костре. Теперь она выросла и замужем за Джозефом (Джо Андерсон), они воспитывают новорожденного, в то время как болезнь опустошает сельскую местность. К несчастью, однажды в пабе Джозеф пьет не из той кружки и оказывается зараженным, а его семья оказывается под угрозой, и он вешается на дереве на улице.

Это приводит к конфронтации с хозяином паба Хаверстокс (Стивен Уоддингтон). Он хочет, чтобы убитая горем Грейс заплатила за квартиру, переспав с ним, когда она выгоняет его, он обвиняет ее в колдовстве, что приводит в движение длинные, тяжелые пытки фильма.

Грейс (Шарлотта Керк) оказывается в тюрьме за колдовство. / любезно предоставлено Shudder.
Грейс (Шарлотта Керк) оказывается в тюрьме за колдовство. / любезно предоставлено Shudder.

Когда фильм "Расплата" открывал прошлогодний фестиваль "Фантазия", он прошел под знаком бурных споров. Двумя днями ранее издание Hollywood Reporter сообщило, что сценарист и звезда фильма "Расплата" Шарлотта Керк была женщиной, чья связь с вице-председателем NBC Universal Роном Мейером привела к его внезапной отставке. Мейер утверждал, что кто-то узнал, что он однажды выплатил компенсацию неназванной на тот момент женщине, которая выдвинула против него ложные обвинения, и что у него вымогают деньги за это разоблачение. Эта история перекликалась с тем, что произошло годом ранее с главой Warner Bros. Кевином Цуджихарой, который также состоял в отношениях с Кирк и также подал в отставку после того, как у него вымогали деньги за то, что он пытался получить ее роли, пока они спали вместе. Через несколько дней после премьеры Нил Маршалл был уволен своим представительством.

Заманчиво прочитать в фильме что-то об этом скандале, но что именно - зависит от вашего мнения о Кирке. В журнале Vanity Fair в длинном тексте хорошо сказано: одни считают, что она была "медовой ловушкой", которая обманывала богатых мужчин в обмен на славу и богатство, а другие рисуют ее жертвой целого ряда влиятельных мужчин, которые воспользовались ею, а затем обвинили ее, когда их нескромные поступки были раскрыты. Мне хочется верить ей, видеть в ней народного героя... женщину, обладающую собственной силой, чье присутствие разрушает империи, или, по крайней мере, фигуру, подобную Зелигу, которая случайно оказалась рядом, когда влиятельные мужчины показали, что они опасны". VF цитирует источник: "Она видела обстановку, в которой мужчины вели себя хищнически, и она специально играла в добычу, чтобы сказать: "Эй, если эти мужчины собираются подняться к власти путем обмана, интриг, использования людей в своих интересах, то я буду играть в их игру единственным доступным мне способом - использовать свою женскую силу, чтобы превратить их в лепешки"".

Грейс (Шарлотта Керк) видит посетителя в своей камере. /courtesy Shudder. 
Но с другой стороны, если все это действительно было заманиванием в ловушку, обесценивает ли это более серьезные обвинения в нападении, подобные обвинениям Вайнштейна? Противники движения #MeToo все время называли его "охотой на
Грейс (Шарлотта Керк) видит посетителя в своей камере. /courtesy Shudder. Но с другой стороны, если все это действительно было заманиванием в ловушку, обесценивает ли это более серьезные обвинения в нападении, подобные обвинениям Вайнштейна? Противники движения #MeToo все время называли его "охотой на

Я уже говорил, что заманчиво прочитать что-то в фильме, но из-за того, насколько "Расплата" хромает, сделать это не представляется возможным. Там просто нет ничего особенного. Большую часть фильма Грейс проводит в подземелье, совершенно бессильная, переживая по ночам нелепые кошмары, наполненные прыжками и страхами, а днем подвергаясь пыткам в серии все более неудобных декораций. Но в отличие от большинства фильмов Маршалла, "Расплата" отступает, когда ситуация становится слишком напряженной. Это не значит, что я хочу смотреть на жестокое обращение с женщиной, но с формальной точки зрения неудовлетворительной кажется эпизодическая структура, которая постоянно наращивает напряжение, а затем все время переходит в черный цвет и возвращается в тюремную камеру, когда что-нибудь происходит.

Диалоги в фильме тоже не отличаются точностью. Изредка в перегруженном перформативно-средневековом стиле написания реплик появляются искры чего-то приятного. В фразе "Я помню, как шел дождь" есть удовлетворительно простой поэтизм, а фразы типа "Можете рвать мою плоть и ломать мои кости, но я не дам ложного свидетельства ни перед вами, ни перед кем другим" произносятся с должной долей приверженности материалу. Иногда, однако, обиженная домохозяйка кричит "Я больше не буду терпеть твое дерьмо!", прежде чем убить своего мужа, и вся затея разваливается, оставляя фильм просто глупым.

Как вы уже поняли из названия фильма, в конце концов, наступает расплата. Но все заканчивается слишком быстро, и она слишком сильно зависит от помощи мужчины, чтобы катарсис был по-настоящему удовлетворительным, как того, видимо, хочет фильм. Остается только ощущение, что вы почти два часа наблюдали, как женщину избивают и ломают за то, чего она не делала, без единого шокирующего момента или запоминающегося образа, чтобы возвысить все это.