Что мы всякий раз о насущном, да о современном? Конечно, и об этом поговорим ещё не раз, но сегодня захотелось вдруг слегка углубиться в автомобильную историю - «проехаться», так сказать, по дорогам старой доброй Америки на столь же старых теперь автомобилях одной из известнейших автомобильных марок.
Итак, рассаживайтесь поудобнее, а я начну...
Истоки
Легендарная американская марка Cadillac появилась в 1902 году. Её основатель – механик, инженер и промышленник Генри Лилэнд (Henry M. Leland) назвал её «именем» основателя Детройта маркиза Антуана де ля Мот Кадильяка (Antoine de la Monte Cadillac), таким образом воздав честь его заслугам.
Эта модель сразу же завоевала популярность благодаря простоте и надёжности конструкции. В ней впервые был заложен принцип абсолютной взаимозаменяемости всех деталей, что обеспечило весьма невысокую себестоимость производства.
Да-да, именно Лилэнд, а вовсе не сам Форд, как принято считать, положил начало полной унификации всех конструктивных элементов автомобиля.
Почти сразу Cadillac зарекомендовал себя, как производитель автомобилей, чьи технические характеристики и уровень оснащения значительно превышали обычные показатели. Стремление создавать машины, по степени комфорта стоя́щие выше аналогов, проявилось в первые же годы существования предприятия. Так, уже в 1908 году увидел свет первый в Америке автомобиль с полностью закрытым двухместным кузовом, а годом позже закрытое купе модели «Н» массово предлагалось покупателям.
Однако самостоятельно завод просуществовал всего 6 лет, и в 1909 году из-за финансовых трудностей вошёл в состав, незадолго до этого созданной, компании General Motors, сохранив, при этом, свою торговую марку. В составе концерна марке Cadillac сразу же была определена роль производителя автомобилей высшего класса, каковым он оставался на протяжении всей своей истории.
Набирая обороты
Сразу после потери независимости было прекращено производство одноцилиндровых, а затем и 4-цилиндровых моделей, на замену которым пришла 6-цилиндровая «30», остававшаяся единственной вплоть до 1915 года.
При том, что тремя годами ранее, в 1912-м, впервые в мире был применён электрический стартер, что мгновенно повысило статус марки и вызвало бесчисленные подражания.
В довоенные годы разнообразие выпускаемых моделей достигалась за счёт многочисленных комбинаций нескольких кузовов и шасси; по сути, каждый покупатель получал почти уникальный автомобиль, не похожий на те, которыми владели остальные. Эта политика в ещё большей мере повысила престиж марки, сделав Cadillac самым респектабельным автомобилем Америки.
В 1929 году компания внедрила сразу несколько серьёзных новшеств, в очередной раз выступив пионером их применения на автомобилях. Среди них были «дворники» с электроприводом, «безопасные» закалённые стёкла, синхронизаторы в коробке передач.
Двумя годами позже к нему добавилась не менее роскошная, но более доступная модель «368» со 135-сильным V12.
В 1934 году автомобили Cadillac получили независимую переднюю подвеску, что ещё более повысило комфортность езды.
Очередная новация, впоследствии ставшая, как и 8-цилиндровый двигатель, нормой для американского автомобиля, появилась в 1941 году. Ей стала автоматическая коробка передач, многократно упростившая управление автомобилем.
В том же году «Кадиллаки» стали оснащать кондиционером....
Новое время
В годы 2-й Мировой войны компания выпускала штабные и транспортные автомобили, специальные шасси и даже лёгкие танки. Но с её окончанием вновь сосредоточилась на выпуске респектабельных авто, спрос на которые после победы опять возрос.
В те же, послевоенные, годы «Кадиллак» спровоцировал бешеную гонку за повышением литража и мощности применяемых двигателей. В 50-60-е годы достигнув отметок в 300-350 лошадиных сил под капотом, которые быстро стали «нормой».
Энергетический кризис 70-х побудил американцев к созданию более компактных и экономичных моделей, способных противостоять хлынувшему потоку японских и европейских машин. В 1975 году эта тенденция докатилась даже до высшего класса, и «Кадиллак» выпустил «Севиль» с довольно скромными, по американским меркам, габаритами (5182 х 1824 мм).
В общем, волна гигантомании быстро схлынула, и большинство американских автостроителей оставили в производственной программе лишь по 1-2 полноразмерной модели. Так же был вынужден поступить и «Кадиллак», в 80-х годах сохранив в линейке единственный фуллсайз Fleetwood Brougham длиной 5618 мм – все прочие не достигали и 5-ти метров.
Тем не менее, несмотря на кризис, производство роскошных авто сохраняло весьма впечатляющие масштабы; так, в течение 1977-го модельного года «Кадиллаком» было выпущено рекордное за всю историю количество автомобилей – 357 188 штук.
Прикиньте, сколько в Америке «богатеньких буратин»!
Но всё же вместе с габаритами стремительно падала и мощность моторов. В конце 80-х основной двигатель среднеразмерных «Кадиллаков» – V8 объёмом 4467 см3 – выдавал всего 158 л.с., что было крайне мало для привыкших к переизбытку «лошадок» под капотом американцев.
Подобная ситуация сохранялась вплоть до середины 90-х, когда ему на замену пришёл знаменитый Northstar с четырёхклапанными головками, мощность которого составляла 273 л.с., а с регулируемыми фазами газораспределения 299-305 л.с.
Однако эпоха «восьмёрок» уже уходила в прошлое... «Кадиллак» держался этой традиции дольше всех американских производителей, но и он вынужден был подчиниться требованиям времени – в 1994 году одной из основных моделей марки стал Catera – «перелицованный» Opel Omega, под капотом которого расположился скромный 3-литровый V6 мощностью 203 л.с., и с той поры подобные двигатели прочно вошли в программу флагманского отделения концерна General Motors.
«Кадиллак» в наши дни
По сути, этой теме нужно бы посвятить отдельную статью, поэтому не стану останавливаться на подробностях, лишь очень кратко поведаю, что представляет собою #Cadillac сегодня.
Он по-прежнему сохраняет за собой титул самого роскошного американского автомобильного бренда, выпуская восемь люксовых и «премиальных» моделей, цены на которые в США начинаются с отметки в 34 тысячи долларов.
Однако, увы, это давно уже не тот «Кадиллак», некогда бывший одним из наиболее значимых олицетворений Успеха – той самой заветной «Американской мечты».
Автор: Николай Орехов