Эта шпионская история началась в один из октябрьских дней 1967 года. В здание советского посольства в Вашингтоне вошел неприметный с виду посетитель. Он попросил дежурного дипломата вызвать сотрудника посольства, который отвечает за вопросы безопасности.
Представился ему в качестве дежурного офицера связи военно-морской базы Атлантического флота США в Норфолке. Визитер предложил передавать имеющиеся в его распоряжении секретные документы за вознаграждение – 1000 долларов в неделю.
В те годы подобные визиты случались достаточно часто. Правда, визитерами в основном были засланные ФБР провокаторы, проходимцы и люди с нарушенной психикой.
У офицеров внешней разведки КГБ, побеседовавших с посетителем, осталось положительное впечатление. Тем более, что для подтверждения своих возможностей он принес копию документа с грифом «Сов. секретно». Это были ключи к шифровальной машине для переговоров базы с подводными лодками.
Доложили резиденту полковнику Соломатину. Он решил рискнуть и дал разрешение на вербовку инициативника. Так профессионалы называют людей, предлагавших свои услуги разведке. Им был Джон Уокер - унтер-офицер военно-морского флота США. Ему выплатили аванс, сказали, что принести на оговоренную встречу и тайно вывезли с территории посольства.
На очередной встрече агенту сообщили, что он в целях безопасности переводится на безличную связь. Ему вручили подробную инструкцию по работе через тайники и миниатюрную фотокамеру для съемки секретных документов.
Так началась работа советской разведки с ценным агентом, которая продолжалась без малого 18 лет. Благодаря полученным от него документам можно было перехватить и расшифровать радиограммы подводных лодок американского военно-морского флота. Советская сторона знала все об их передвижениях по мировому океану.
Уокер воплотил свою мечту жить, ни в чем не нуждаясь. На полученные от советской разведки деньги он приобрел приличный дом, новый автомобиль и много разных дорогих вещей. Все бы хорошо, да только с женой Барбарой портились отношения. Для нее не было тайной работа мужа на КГБ. Напиваясь, она грозила сообщить о ней ФБР.
Это было серьезной угрозой для агента. Джону пришлось развестись. К тому времени он вышел в отставку и утратил доступ к секретным материалам. Тогда Уокер привлек к шпионской работе своего приятеля, старшего брата и даже сына, служившего матросом на авианосце «Нимиц».
Так бы и работала на КГБ организованная им агентурная группа, если бы Барбара, затаившая злобу на Джона, не позвонила в ФБР и не сообщила о шпионской деятельности своего мужа. Ей не очень то поверили. Но когда в 1985 году на сторону американцев перешел оперативный офицер вашингтонской резидентуры Валерий Мартынов, тот сообщил о кроте в военно-морском ведомстве.
За Уокером установили слежку и арестовали его с поличным, когда он пришел на очередную тайниковую операцию.
Уокеру присудили три пожизненных срока. За годы заключения он не только написал, но и сумел издать свои мемуары по названием «Моя шпионская жизнь». Умер в тюрьме в 2014 году.
P.S. За годы сотрудничества Уокера с советской разведкой ее кураторы из КГБ получили ордена и звания. Один из них Олег Калугин – самый молодой генерал ПГУ. В 2002 году за государственную измену осужден заочно к 15 годам заключения. Лишен звания, государственных наград и пенсии. Проживает в США.