Первый Южный форт начали строить в 1855 году. Технология возведения, как и при создании других фортов – в дно забивались сваи, пространство между которыми заполнялось ряжами – срубами, заполненными камнями. В 1855–1856 годах работами руководил инженер Эдуард Иванович Тотлебен. Основные сооружения были возведены в короткий срок, шла Крымская война и недостроенный ещё форт получил своё первое вооружение. После окончания войны, в 1865–1868 годах работами руководил инженер Константин Яковлевич Зверев . На батарее этого небольшого форта было установлено 13 орудий: 2 бомбовых пушки и 11 шестидюймовых орудия. Орудия располагались в двух казематах. На форту имеется два двухэтажных казематированных кирпичных траверса. В 1870-х годах форт был реконструирован: казематы переоборудованы под пороховые погреба. На верхнем этаже размещались орудия, на нижнем - укрытия для артиллеристов и пороховые погреба.
К началу 90-х годов XIX века форт получил ещё большее вооружение, но после поражения России в русско-японской войне состояние южных фортов считалось неудовлетворительным в связи с техническим совершенствованием артиллерии.
Было принято решение о возведении новых современных крепостей, таких как "Великий Князь Константин" и "Граф Милютин" и форт стали использовать под складирование.
В начале 1930-х Первый Южный форт вновь вооружили. Были построены дворики для зенитных орудий, казематы отремонтировали и модернизировали. В годы Великой Отечественной войны форт входил в левый фланг второй линии обороны, предназначенной для отражения наступления противника со стороны Финского залива. Эта линия обороны держала под огнём тылы немецких войск на восточных участках Ораниенбаумского плацдарма.
Вторая линия обороны была защищена системой перекрёстного пулемётного огня. Через форт проходила Малая дорога жизни на Ораниенбаумский плацдарм. После войны на форту находились три 100-мм орудия, которые были списаны в 1957 году. С 1958 года форт заброшен.
С 1990 года Первый Южный форт объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Гавань форта хорошо сохранилась и доступна для маломерных судов. Пока вход на форт свободный