Самуил любил Саула. Первый царь Израиля вызывал по всей видимости особенные чувства у пророка, хотя он с самого начала был против самой идеи выбора царя, как главы нации. Тем не менее повинуясь воле народа и голосу Божьему он пошел на этот шаг и помазал в цари того, кого указал Сам Бог. Момент помазания (своего рода инаугурации) описан схожим языком помазания Давида. Саул отличался огромным ростом (был на голову выше всех в Израиле) и внешней красотой. Саулу было тридцать лет на момент воцарения и он почти сорок лет правил страной.
Самуил прикипел к этому молодому человеку и испытывал к нему отцовские чувства. Посмотрите как трогательно он выражается в момент первой встречи с сыном из колена Вениамина;
"И кому все вожделенное в Израиле? Не тебе ли и всему дому отца твоего?" (1Цар. 9:20)
Нетрудно догадаться почему в момент отвержения и ряда промахов со стороны самого Саула, Самуил очень сильно скорбел и не находил себе покоя, что даже Бог сделал ему замечание;
" И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем?" (1Цар. 16:1)
"И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем." (1Цар. 15:35)
Печальная история первого царя до сих пор волнует меня. На протяжении более двадцати лет я то и дело возвращаюсь к ней и пытаясь понять, что послужило причиной? Почему Саул несмотря на множество достоинств и преимуществ потерял право основателя царской династии и в конечном итоге погиб?
Два первых царя великие фигуры, где Саулу принадлежит не малая заслуга в становлении иудейской монархии и укреплении государства. Сравнение Саула и Давида не выходит у меня из головы.
Давид был еще очень юным, когда Самуил помазал его в цари над народом израильским. Восемнадцать против тридцати. Обстоятельства помазания, как я упомянул выше вполне схожи. Текст дает нам картину описания внешней красоты Давида, его музыкальных способностей, из чего явствует высокое значение для подданных внешних данных будущего царя. Еще одной схожей чертой было пребывание Духа на Давиде, так же как и на Сауле.
Но однажды Дух Божий оставил Саула, и в этом кроется коренное отличие этих персонажей.
Библейский текст подводит нас к пониманию трагедии Саула. Мы как то обращались к этой теме, поэтому не будем повторяться, а скажу лишь, что проблема лежала глубоко в природе первого царя Израиля.
После помазания (получения особого благословения и права) Саулу было сказано;" И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать." (1Цап. 10:8) Именно в Галгале и произошел первый звонок, обнажающий скрытые мотивы и самоволие царя. Он не выдержал, под натиском обстоятельств, не дождавшись, Саул принес жертвы надеясь таким образом удержать разбегающийся народ, что в конце концов стало началом трагедии. Самуил явился, но Саул не дождался.
Обывателю, впервые читающему библейскую истории может показаться, что ничего необычного не произошло, но библейская летопись делает довольно строгий вывод из этой истории.
" Ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем." (1Цар. 15:23)
Для меня самого, вдруг все стало ясным. Читая и зная наизусть эту историю, этот текст, я впервые в жизни понял в чем было отличие двух первых царей - Саула и Давида. Понял почему Давид, несмотря на свои промахи и страшные падения был назван "мужем по сердцу Божьему", а о Сауле сказано; "Пожалел Я, что поставил его царем над народом Моим".
Саул был непокорен. Непокорен глубоко внутри. Это проявилось два раза самым ярким образом и стало причиной его отвержения и конечной гибели. Давид в свою очередь осознавая свой грех и падение говорил; "Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал".
Давид умел ждать и знал, что "лучше впасть в руки Бога Живого"