Найти тему
ru-memorials

УралзиС. Начало.

У брянского мемориала воинам-водителям установлены два грузовых автомобиля военной поры.

Расскажу о первом - трёхтонке ЗИС-5.

Этот автомобиль был выпущен на заводе УралЗИС (ныне УралАЗ).

15 октября 1941 года: над Москвой нависли черные тучи, идет мокрый снег, на улицах видны машины, стоящие под погрузкой около магазинов и складов и направляющиеся затем к Заставе Ильича.

В учреждениях и конторах уничтожаются документы.

На следующий день принято решение об эвакуации Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС).

А еще через три дня первая колонна заводских грузовиков и автобусов со станками и оборудованием, замаскированными фарами, едва освещавшими мокрый грязный снег, тронулась из Симоновской Слободы на Волгу, в Ульяновск.

-2

30 ноября 1941 года поступает указание Комитета государственной обороны: рабочих литейных цехов, цеха "мотор", штамповочно-механического и других, связанных с производством двигателей, срочно перебазировать из Ульяновска на Урал, в городок Миасс.
Командированные туда рабочие с семьями вновь погрузились в теплушки.
В Ульяновске остались цеха "шасси", на базе которых и должен был разворачиваться новый завод.
Помимо сборки автомобилей, в Ульяновске должны были выпускать боеприпасы и газогенераторные установки ЗИС-21.

-3

В Миассе еще в 1939 году начали строительство военного завода N 316.
Морозной зимой 1941 года днем и ночью, прямо с "колес", под открытым небом шел монтаж оборудования и к середине лета уже были подготовлены строительная площадка и рабочий поселок.
Трудности со снабжением вынуждали строить многие цеха этого завода из дерева.
Моторное производство как раз планировалось организовать на этой строительной площадке, к которой еще до начала войны успели проложить железнодорожную ветку.

-4

Первый цех Миасского автомоторного завода заработал в марте 1942 года, а в апреле собрана первая промышленная партия.
Изначально предполагалось, что завод будет заниматься производством двигателей, коробок передач и задних мостов для Москвы и Ульяновска, поставлять литье на Шадринский филиал "ЗИСа".
Но страна остро нуждалась в автомобилях, и Государственный комитет обороны 14 февраля 1943 года принимает новое решение - целиком перевести из Ульяновска в Миасс производство грузовых автомобилей.

-5

Провинциальный город купцов, ремесленников и золотоискателей становится уральской столицей грузовых автомобилей.
Первая трехтонка ЗИС-5В сошла с конвейера уже 8 июля 1944 года, 20 июля на фронт отправили партию машин.
30 сентября 1944 года с конвейера сошел тысячный автомобиль, а к концу года, несмотря на незавершенность цехов, сумели построить три тысячи трехтонок.
Через год со дня выпуска первых машин заводской коллектив отправил на фронт и в народное хозяйство 6800 автомобилей.
То есть, производилось 18-20 новых автомобилей каждый день, включая выходные.

-6

В условиях военного времени конструкцию базового ЗИС-5 пришлось максимально упростить: кабина делалась из дерева, передние крылья не штамповали, а гнули (что позволяло использовать любую сталь, даже не пригодную для вытяжки), тормоза на передних колесах отсутствовали, грузовая платформа имела только один - задний - откидной борт.

-7

Уральские грузовики воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, приближая победу нашего народа.

-8

История завода цитируется по https://uralaz.ru/company/history/