Данная статья относится к Категории: Теория элит
«При настоящем положении наших знаний мы не можем с достоверностью сказать, чтобы происходило какое-нибудь постоянное улучшение в нравственных и умственных способностях человека, - не имеем также и положительного основания думать, что у ребёнка, родившегося в самой цивилизованной части Европы, эти способности должны быть больше, чем у такого, который родился в самом диком углу какой-нибудь варварской страны.
Итак, каков бы ни был нравственный и умственный прогресс человечества, он состоит не в улучшении природных способностей, но в улучшении, если можно так выразиться, возможности к развитию, т. е. в улучшении той обстановки, при которой после рождения эти способности начинают действовать.
В этом заключается всё существо дела. Прогресс относится не к внутренней силе, а к внешним преимуществам. Дитя, родившееся в цивилизованной стране, не становится по этому самому выше рождённого среди варваров, и различие, которое окажется между действиями обоих детей, будет вызвано, насколько мы можем судить одним только давлением внешней обстановки, под которой я разумею окружающие ребёнка мнения, знания, ассоциации - одним словом, всю духовную атмосферу, среди которой воспитывается каждое дитя.
В этом отношении очевидно, что если мы взглянем на весь род человеческий в совокупности, то увидим, что его нравственный и умственный образ действия определяется нравственными и умственными понятиями, преобладающими в данное время. Есть, конечно, много людей, которые станут выше этих понятий, и много других, которые опустятся ниже их; но такие случаи составляют исключение, и число таких людей составляет самый ничтожный процент в общем количестве тех, которые ничем не отличаются - ни добром, ни злом. Огромное большинство людей всегда остаётся в среднем состоянии: они не слишком тупы и не слишком даровиты, не слишком добродетельны и не слишком порочны; засыпая в своей мирной и приличной посредственности, они принимают без большого затруднения общепринятые мнения своего времени; не поднимают вопросов, не производят скандала, не возбуждают удивления, а только держатся наравне со своим поколением и беспрекословно подчиняются общему уровню нравственности и знаний своего века и той страны, где живут.
Достаточно самого поверхностного знания истории, чтобы убедиться, что этот уровень беспрестанно меняется и никогда не бывает совершенно одинаков, даже в самых сходных между собою странах или в двух преемственных поколениях одной страны. Мнения, преобладающие в каком-нибудь народе, во многих отношениях меняются с года на год, и то, что в какое-нибудь время преследовалось как парадокс или ересь, впоследствии принимается как общеизвестная истина и в свою очередь тоже сменяется чем-нибудь ещё более новым. Эта крайняя изменчивость в обыкновенной норме человеческих деяний доказывает, что условия, от которых норма эта зависит, должны быть сами чрезвычайно изменчивы, а между тем эти условия, каковы бы они ни были, очевидно, служат источником нравственного и умственно образа действий огромного большинства людей».
Генри Бокль, История цивилизаций, Том 1, М., «Мысль», 2000 г., с. 98-99.
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
+ Ваши дополнительные возможности:
- Общедоступная онлайн-консультация с ответами на вопросы по темам развития личности (от детей до пенсионеров) и #triz – 27 июня 2021 (воскресенье) в 19:59 (мск). Регистрация и Ваши вопросы: https://vikent.ru/w0/
- Плейлист VIKENT.RU из 50-ти видео:
Как работать с проектом VIKENT.RU ?
Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом
Изображения в статье
- Генри Томас Бокль — английский историк, автор «Истории цивилизации в Англии». Шахматист — выиграл первый в Британии шахматный турнир / Public Domain