Найти тему
VIKENT.RU

Происхождение казачества по С.М. Соловьёву

Оглавление

Данная статья относится к Категории: Теория элит

1. Андрей Рябушкин. Волга Всеславьевич. 1895
1. Андрей Рябушкин. Волга Всеславьевич. 1895

«И в XVII веке, как в X, из общества продолжали выделяться люди, у которых «сила по жилочкам так живчиком и переливалась, которым было грузно от силушки, как от тяжёлого беремени», и которые шли гулять в поле, в степь.

Эти богатыри древности в новейшее время носят название казаков; быт, подвиги богатырей древних сходны с бытом, подвигами казаков, и народное представление верно отождествляет эти два явления, разнящиеся только именем, но и здесь народная песня уничтожает различие, называя, например, Илью Муромца старым казаком.

Мы знаем, что в эпохи образования государств выделение подобных людей и образование из них военных братств, дружин с избранным вождём, ведёт обыкновенно к образованию государства, к началу исторической жизни, исторического движения для народа; из подобных людей образуется высшее, вооружённое, народонаселение, которое так или иначе определяет свои отношения к остальной, невооружённой, массе народа. Но если государство уже образовалось и, несмотря на то, по особенным условиям, преимущественно местным, продолжается ещё выделение подобных людей и образование из них военных обществ подле государства, то это сопоставление ведёт, разумеется, к важным отношениям.

Прежде всего страна, народ, ослабляется выделением этих людей, особенно ослаблялась Россия, и без того бедная населением, рассыпавшимся на громадных пространствах; с другой стороны, выделением беспокойных сил условливалась беспрепятственная деятельность правительства, беспрепятственная централизация. Но если правительственная деятельность облегчалась внутри уходом богатырей на гулянье в степь, то образование из этих богатырей военных братств подле государства, разумеется, не могло не беспокоить последнее. Ушедши в степь для воли, казаки могли подчиняться государству только номинально, исполняли приказания правительства только тогда, когда это им было выгодно; но при первом разладе их интересов с интересами государства казаки давали резко чувствовать, что они люди вольные.

2. Казаки на вахте у Маньчжурии, акварель
2. Казаки на вахте у Маньчжурии, акварель

Покойно они жить не могли, они должны были упражнять свою силу, от которой им было грузно, они должны были добывать себе средства к жизни, добывать зипуны, по их выражению. Казаки старые, начальные люди, казаки старинные обыкновенно более стояли за связь с государством, за исполнение требований правительства; но казачество представляло постоянный прилив новых, молодых людей, которым хотелось широко разгуляться и добыть себе зипунов; осторожность стариков, старшин, им не нравилась, и вот иногда независимо от общей старшины для самых рьяных искателей зипунов является новый, свой вождь, известный своей удалью (dux ex virtute), и ведёт дружину на чужих или на своих.

Понятно, что образование подобных обществ на границах государства должно было вести к постоянной борьбе. Если государство слабо, то напор дружин на него увенчивается успехом; мы знаем, чем кончилась судьба Римской империи вследствие напора германских дружин: они вошли в области империи и образовали здесь высшее, т. е. военное, сословие. В XVII веке на востоке Европы произошло подобное же явление: воспользовавшись слабостию Польского государства, гонениями на русскую веру, казачество после долгой борьбы успело взять верх, истребить, вытеснить прежних землевладельцев на Украине и из своей старшины образовать новое высшее сословие в стране. Борьба кончилась иначе для казачества с другим государством восточной равнины, Русским, или Московским, но борьба шла сильная, отчаянная. В XVI веке русский царь взял Казань и Астрахань; вся Волга находилась теперь в русских руках, и пустынные пространства по западным её притокам и переплетающимся с ними притокам Дона стали безопасны. Но вместо татар немедленно же поднимается здесь казачество. Его гулянье по Волге не давало безопасности ни своим, ни чужим, Грозный принял сильные меры против богатырей; как обыкновенно бывало, когда казачеству преграждались привычные пути для гулянья, оно бросалось в какую-нибудь другую сторону, в какое-нибудь отдалённое предприятие; так и тут на первый раз, прогнанные с Волги, казацкие шайки бросились на Каму и оттуда проложили дорогу за Уральские горы, погромили улус Кучумов, или так называемое Сибирское царство».

Соловьёв С.М., Чтения и рассказы по истории России, М., «Правда», 1990 г., с. 246-247.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

+ Ваши дополнительные возможности:

  1. Общедоступная онлайн-консультация с ответами на вопросы по темам развития личности (от детей до пенсионеров) и #triz27 июня 2021 (воскресенье) в 19:59 (мск).
    Регистрация и Ваши вопросы: https://vikent.ru/w0/
  2. Плейлист VIKENT.RU из 6-ти видео:

ОРГАНИЗАЦИЯ и ПРОВЕДЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ

Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом

Изображения в статье

  1. Андрей Рябушкин. Волга Всеславьевич. 1895 / Public Domain
  2. Казаки на вахте у Маньчжурии, акварель / Public Domain