Довольно часто от родителей можно услышать недовольство и претензии в адрес детей, которые не соблюдают правила, установленные в семье, идут на конфликт или демонстрируют полную апатию и безразличие. На самом деле все эти симптомы поведения являются очень красноречивыми сигналами. Какие важные моменты нужно учитывать, чтобы, соблюдая уважение к личности ребенка, выстроить с ним комфортное общение.
1. Не манипулируйте
Все манипуляции строятся на уязвимости человека. Как только кто-то покажет вам, что ему дорого – он, таким образом, открывает канал для манипуляции. Например, ваш ребенок любит футбол, и вы говорите:
– Если ты это не сделаешь, то не будет тебе футбола!
Вследствие подобных манипуляций люди часто выбирают такую жизненную стратегию поведения, когда они как будто притворяются камнем, который ничего не чувствует, ничего не хочет. Ведь благодаря этому маневру человек становится абсолютно неуязвим.
Если родители жалуются, что их ребенок вообще перестал что-либо рассказывать — это означает, что в какой-то момент общения они сами злоупотребили манипуляциями, поэтому ребенок и выбрал именно такой «безопасный» способ взаимодействия.
2. Не зацикливайтесь на правилах
Всякие «нормы» и «стандарты» в психологии — это зло. Жизнь очень изменчива, и когда мы пытаемся создать какие-то рамки и шаблоны — это создает лишнюю травматизацию.
3. Оставляйте возможность выбора
Выбор должен быть всегда! От родителей часто можно услышать фразы:
– Он у меня посуду не моет, полы мыть не хочет, ничего вообще не хочет!
В этой ситуации стоит задуматься, а есть ли у ребёнка выбор, когда вы ему говорите «будь добр, друг любезный, помой, пожалуйста, посуду»? Имеет ли он право отказаться? Или, как правило, он соглашается, но в таком случае уже чувствует себя лузером, побежденным и слабым, потому что он делает то, что его заставили, то, что он не хочет.
Когда у ребенка есть выбор — идти сегодня в школу или нет, у него не складывается порочный механизм психологической защиты, что для того, чтобы не идти в школу — нужно обязательно болеть!
Часто этот способ поведения переносится во взрослую жизнь, когда люди, годами ходят на нелюбимую работу. А чтобы туда не идти, начинают вести себя, как всем известный персонаж рассказа про Карлсона, приговаривая: «Я самый больной в мире...». Взрослый же человек, взяв на себя ответственность за последствия своего выбора, сам решает — идти ему на работу или нет, не прибегая к притворству и самообману.
4. Не используйте обиду, чтобы найти виноватого
Обида — это не чувство, а боевая стратегия. Обратите внимание, что слова «расстроиться» или «обидеться» — это возвратные глаголы, и называются они так потому, что «возвращают» действие на того, кто о нем говорит. Из этого следует нехитрый вывод: вашим настроением управляете только вы сами! Значит обида — это не чувство, а боевая стратегия! «Я обижен, потому что ты...!» И используется эта стратегия исключительно для того, чтобы назначить виноватого.
Будьте чуткими к подросткам, относитесь бережно к себе и тем самым вы привьёте вашим детям чувство собственного достоинства и умение отстаивать собственные границы!
Автор: Анна Гуйтина — педагог, автор исследовательского видеоблога об образовании, психологии и просветительстве