Найти тему
ARTLIFE MOSCOW

Бренды и художники: как сделать сотрудничество эффективным?

Всё, что вы хотели знать о взаимосвязи искусства и брендов в контексте нового времени, но стеснялись спросить, рассказала Анастасия Елаева — глава направления креативных партнерств международного коммуникационного агентства Grayling, куратор программ «Партнерство культуры и бизнеса: стратегия, маркетинг, фандрайзинг» и «Международные стратегии в арт-бизнесе» в Британской высшей школе дизайна, исследователь взаимодействия культуры и бизнеса, спикер лектория ARTLIFE FEST 2020.

Анастасия Елаева
Анастасия Елаева

Как все устроено?

«К сотрудничеству с художниками сегодня обращается все большее количество компаний: от модных домов до технологических и масс-маркет брендов. Сферу искусства на международном уровне поддерживают такие марки, как BMW, COS, Gucci, HTC, Hyundai, Prada, Ruinart, Loewe, Uniqlo и многие другие. Таким образом бренды могут показать, что компания существует не только для того, чтобы зарабатывать, но и вносит вклад в развитие культуры и тем самым участвует в создании смыслов. Искусство — это способ коммуникации, и благодаря поддержке арт-проектов бренд говорит со своими потенциальными клиентами на языке их интересов и ценностей.

Стрит-арт тур BMW с художниками Александром Арречеа и Спенсером «MAR» Гилбертом во время арт-ярмарки Art Basel Miami Beach — 2019. Фото: пресс-служба BMW.
Стрит-арт тур BMW с художниками Александром Арречеа и Спенсером «MAR» Гилбертом во время арт-ярмарки Art Basel Miami Beach — 2019. Фото: пресс-служба BMW.

Соприкосновение с искусством вызывает эмоции и создает запоминающиеся впечатления. Чем они сильнее, тем больше их потенциал повлиять на посетителя и привести к изменениям во взглядах и поведении людей. Становясь инициатором таких впечатлений, бренд также устанавливает эмоциональную связь со своей аудиторией и поднимает важные для компании темы.

Летящая скульптура из дронов Franchise Freedom, представленная голландским арт-дуэтом Studio Drift при поддержке BMW во время арт-ярмарки Art Basel Miami Beach - 2017. Фото: Studio Drift
Летящая скульптура из дронов Franchise Freedom, представленная голландским арт-дуэтом Studio Drift при поддержке BMW во время арт-ярмарки Art Basel Miami Beach - 2017. Фото: Studio Drift

Другой значимый тренд, который помогает объяснить растущий интерес к художникам со стороны брендов — это ожидания современных потребителей, особенно миллениалов и представителей поколения Z. Исследования показывают, что, принимая решения о покупке, они учитывают то, как бренд проявляет свою позицию по важным общественным вопросам — от экологии до экономического и гендерного равенства. Арт-проекты, которые поднимают такие темы — это возможность для бренда нестандартно заявить о своей точке зрения, которая, конечно, должна быть также подкреплена реальными действиями. Так, для того, чтобы рассказать о своей стратегии в области устойчивого развития, модный дом Salvatore Ferragamo представил выставку на эту тему в музее при бутике бренда во Флоренции. Dior часто сотрудничает с женщинами-художницами и выпускает подкаст на тему феминистического искусства.

Dior сотрудничал с американской художницей-феминсткой Джуди Чикаго в рамках подготовки показа SS20 Haute Couture. Фото: Sarah Blais & Kristen Pelou
Dior сотрудничал с американской художницей-феминсткой Джуди Чикаго в рамках подготовки показа SS20 Haute Couture. Фото: Sarah Blais & Kristen Pelou

И наконец, художники интересны компаниям, прежде всего, как личности с нестандартным взглядом на мир. Современные бренды стремятся рассказывать истории. Поддержка выставки, арт-коллаборация — это уже основа для контента. Художник также может стать героем рекламной кампании или показать арт-событие через свою личную призму. Так, Moncler привлекал к созданию роликов китайского художника-невидимку Лю Болина, который расписывает себя, сливаясь с окружающим пространством. BMW снимает видео со стрит-артистами, которые рассказывают о любимых муралах в городах, в которых проходят арт-ярмарки, спонсируемые немецким концерном.

Выставка «Sustainable Thinking» в музее при бутике Salvatore Ferragamo во Флоренции. Фото: Анастасия Елаева
Выставка «Sustainable Thinking» в музее при бутике Salvatore Ferragamo во Флоренции. Фото: Анастасия Елаева

Во время пандемии коронавируса прогрессивные бренды, которые до этого активно сотрудничали с художниками и музыкантами, смогли обратиться к ним для создания контента в социальных сетях марок. Например, испанский бренд Loewe делал регулярные трансляции из мастерских художников-финалистов премии Loewe Craft Prize. Gucci привлекал творческие таланты в качестве партнеров для фандрайзинговой кампании в пользу Фонда солидарности ВОЗ. Таким образом, художники и другие креативные личности становятся своего рода арт-командой бренда, к которой марка может регулярно обращаться для различных инициатив.

Для художника сотрудничество с компанией — это возможность не только получить финансовую поддержку, но и выйти на новую аудиторию, поработать с новыми технологиями и попробовать себя в новых задачах, связанных с раскрытием определенной темы.

Выставочный проект Chance Encounters в бутике Loewe во время арт-ярмарки Art Basel Miami Beach — 2019. Фото: Анастасия Елаева
Выставочный проект Chance Encounters в бутике Loewe во время арт-ярмарки Art Basel Miami Beach — 2019. Фото: Анастасия Елаева

Некоторые художники опасаются слишком частого взаимодействия с брендами, так как, по их мнению, в таком случае их деятельность будет восприниматься как слишком коммерческая. Однако на самом деле все зависит от качества проектов и того, насколько художник сохраняет в них свой голос, а также насколько в этом сотрудничестве чувствуется совпадение ценностей.

Какие бывают возможности?

Самый распространенный и известный формат взаимодействия — это арт-коллаборации. Без них сегодня редко обходится модный показ или презентация новой модели продукта. Однако помимо коллабораций бренды также могут учреждать премии (они есть у BMW, Hugo Boss, Max Mara, Loewe), приглашать художников в арт-резиденции (так поступают Swatch, Hermes, Bosch) и запускать менторские программы, предоставляя молодым талантам возможность получить поддержку от более опытных профессионалов (самую известную такую программу уже много лет реализует Rolex).

Победительница премии Max Mara Art Prize-2019, которая вручается Max Mara вместе с галереей Whitechapel в Лондоне, Эмма Тэлбот
Победительница премии Max Mara Art Prize-2019, которая вручается Max Mara вместе с галереей Whitechapel в Лондоне, Эмма Тэлбот

Кроме того, бренд может заказать художнику создание новой работы на определенную тему, которая созвучна ценностям бренда или идеям и технологиям в основе конкретного продукта (такие проекты есть у Audemars Piguet, COS, Google, Ruinart).

Как художникам эффективно сотрудничать с брендами?

- Художник должен быть видимым. Работайте над своим присутствием в медиа и социальных сетях.

Представители брендов нередко замечают новые таланты в социальных сетях. На них также обратят внимание и коммуникационные агентства, которые подбирают художников для коллаборации. В поле их интересов — как количество подписчиков и показатели вовлеченности аудитории, так и точка зрения художника и информация о реализованных проектах.

Инсталляция для перформанс-проекта Марии Агуреевой, победительницы грантовой программы Ruinart Art Patronat, на арт-ярмарке Cosmoscow-2019. Фото: Анастасия Елаева
Инсталляция для перформанс-проекта Марии Агуреевой, победительницы грантовой программы Ruinart Art Patronat, на арт-ярмарке Cosmoscow-2019. Фото: Анастасия Елаева

Премии и опыт участия в выставках — это значимые этапы профессионального развития художника, которые также могут быть важны и для брендов.

- Определитесь, какой формат взаимодействия для вас является оптимальным.

Художнику важно принять решение, к какому формату сотрудничества она или он готовы: будут ли это только заявки на премии или арт-резиденции, или же бренд интересен для арт-коллаборации. Здесь каждый решает сам.

- Важно понимать ценности и историю бренда, а также быть открытым к обратной связи.

Если компания уже выбрала художника для арт-коллаборации, то перед стартом сотрудничества важно изучить историю бренда, посмотреть прошлые примеры арт-проектов и понять ценности бренда.

Международная арт-резиденция Swatch в Swatch Art Peace Hotel в Шанхае. Фото: Swatch
Международная арт-резиденция Swatch в Swatch Art Peace Hotel в Шанхае. Фото: Swatch

Кроме того, следует помнить, что арт-коллаборация — это все же совместный процесс. Поэтому, хотя в основе успеха такого проекта — невмешательство со стороны бренда в творчество, художникам следует быть открытыми к обратной связи и учитывать точку зрения партнера».

Ещё больше интересных тем ждёт гостей лектория на IV Международном интерактивном фестивале современного искусства ARTLIFE 2021, который пройдет с 25 по 31 октября в ЦВЗ «Манеж» в Москве. Регистрируйтесь на мероприятие на официальном сайте.