Место, где тебя всегда хотят слушать
Трудно делиться своими чувствами и переживаниями, особенно если видишь, что тебя слушают вполуха или даже хуже того – делают вид, что слушают, улыбаясь, кивая, но мысленно и чувственно не с тобой. Я всегда это ощущаю, и внутри срабатывает «стоп - я не хочу продолжать».
Мне хочется быть в сонастройке с другим. И Плейбэк во многом для меня именно про это.
Вот только здесь я поймала себя на парадоксе – нашла то, что так долго искала, но взять не могу.
Уже несколько лет хожу на плейбэк-перформансы, и до сих пор выйти на сцену и поделиться своей историей для меня большая проблема. Мне страшно. Несмотря на весомый опыт публичных выступлений, несмотря на то, что с детства привыкла стоять на сцене перед полным залом в 800 мест и больше.
Все это исчезает, когда приходит момент делиться чем-то глубоко личным, тем, что для тебя действительно важно.
Чего я боюсь? Точно не выйти и говорить.
В какой-то момент я поняла: это страх более глубокий, который иногда трудно у себя отловить – “не услышат”, “не поймут” (а значит – отвергнут (так сейчас воспринимает мой мозг).
Чтобы решить этот вопрос, я начала переводить отрывки эссе основателей Плэйбэк Театра Джо Салас и Джонатана Фокса из их последней книги «Личные истории в общественных пространствах: Эссе о Плейбэк Театре от его основателей», и нашла там важный для себя фрагмент.
В нем Джо и Джонатан говорят о ведущей ценности Плейбэка – «включённое слушание». Ведущий (или Кондактор) и актёры в момент, когда рассказчик делится своими переживаниями, слушают его с полным вниманием и сочувствием, отодвинув собственные мысли в сторону и пропуская каждое слово и смысл того, что говорит человек, через себя.
«Ведь здесь правда хотят и могут понять», - промелькнуло у меня тогда в мыслях.
Вот несколько идей из фрагмента, которые показались мне особенно ценными:
- «Без этого (без слушания с вниманием и сочувствием – примеч. автора) мы не могли разыграть историю так, чтобы сохранить и передать её подлинный смысл. И наоборот, если у нас выходило слушать с полным включением, все сказанное становилось частью глубокого, обогащающего диалога, в котором одна история откликалась на другую»
Каждое слово рассказчика важно для плейбэкеров настолько же, насколько и для него самого. Это обоюдная и добровольная открытость друг перед другом, полноценный взаимообмен, диалог, ценный для обеих сторон.
- «Мы, актёры и музыканты, обязаны слушать из пустоты, отодвинув эгоизм в сторону, ничего не планируя, не волнуясь, не осуждая»
Во время своего рассказа можно быть расслабленным и спокойным, т.к. в этот момент внимание плейбэкера направлено на поиск смыслов и погружение в историю, а не на её критику, оценку или самозащиту.
- «Сочувствие, открытость и внимательность требуют внутренней зрелости и понимание себя: мы должны знать свою собственную историю и уметь от неё абстрагироваться в то время, как мы слушаем»
В Плейбэк Театре можно быть уверенным, что тебя действительно смогут услышать и понять. Профессиональный плейбэкер на сцене (в идеале) полностью освобожден от собственных переживаний, а значит, способен быть внимательным и восприимчивым к тебе и к опыту, которым ты делишься.
Не могу сказать, что страх стал менее ощутим, но теперь проще смотреть на ситуацию «рассказывание истории» с нового ракурса – тебя здесь поймут. И думаю, это знание послужит опорой, на которую я смогу опереться в следующий раз, когда очень захочется, но будет слишком страшно.
Поделитесь, как происходит у вас? Что проживаете, когда хочется рассказать о своих переживаниях? Делитесь ими? Бывает, что что-то останавливает?
А это ссылка на полный перевод отрывка, из которого я взяла цитаты (перевод мой): "В обычной жизни большинство людей никогда не бывает услышано".