Найти тему
Analytera

ТРИЗ-штурм. Альтернативные системы.

#триз

Среди методов технического творчества и способов активации мышления мозговой штурм (МШ) занимает особое место: перечисляя известные методы, его упоминают одним из первых - методическая основа легко объясняема, организовать процесс не сложно, участие обычно приносит положительные эмоции. Не будем рассматривать крайности, когда начальник говорит: давайте поштурмуем, а проводит «совещание с одним докладчиком» - это, конечно, не МШ!

Большинство же сторонников алгоритмических методов творчества, методов направленного поиска решений, скажут нам: ну, мозговой штурм – всего лишь интенсифицированный метод перебора вариантов (или проб и ошибок), он пригоден для простеньких задач и эффективность его невысока.. И будут правы. Отчасти.

Посмотрим на два крайних варианта решения проблем: МШ, как пример перебора вариантов и на методы ТРИЗ – пример направленного алгоритмизированного поиска. Это две конкурирующие системы: МШ легко обучаться, сессии проходят динамично и относительно недолго. Однако, вероятность хороших решений не гарантирована.

ТРИЗ требует кропотливого обучения, к решению реальных задач можно приступить после внушительного периода «тишины и дотошности», после тренировок на учебных примерах. Нормальное такое многодневное обучение, как математике или физике! Зато и вероятность получения сильных, красивых решений существенно выше.

С такими формулировками плюсов и минусов конкурирующие системы «превращаются» в т.н. альтернативные, то есть в такие системы, у которых найдены пары противоположных друг другу достоинств и недостатков. Перечитайте абзац выше – эти противоположности там видны. Процедура объединения альтернативных систем (из ТРИЗ) ведет нас к решению, в котором недостатки взаимоустраняются, а достоинства остаются. Опущу саму процедуру, давайте к результату! Что же выходит?

МШ, проводимый по классическим правилам: отсутствие критики, «правильное» проведение, конкретная задача/система и т.д. дополняется ТРИЗовской направленностью. Например: а теперь штурмуем на поиск противоречий, а теперь - на их разрешение, а теперь направляемся по линиям развития систем. Каждый из этапов предваряется небольшим теоретическим блоком по ТРИЗ. По завершении этапа группа (1) уже знакома с изучаемым инструментом и (2) уже получила идеи решений своей реальной задачи. Динамика есть, длительность обучения снижена, а вероятность хороших решений повысилась. «Правила игры» почти не усложнились, повысились лишь требования к ведущему.

Сейчас обкатываем именно такой формат ознакомления-обучения ТРИЗ. Для виртуозного владения инструментарием, конечно, не достаточно, но для тех, кто не может заглубляться в учебу на 40-80 часов вполне подходит.

Всем желаю успешных превращений конкурирующих требований в альтернативные!

- Станислав Колчанов, консультант по ТРИЗ ЦСТ Analytera

Предлагаем подписаться на наши соцсети: Вконтакте , Фейсбук , YouTube , а также канал Telegram

1. С базовыми методиками и инструментами ТРИЗ для решения производственных задач вы можете ознакомиться на нашем курсе "ТРИЗ для инженеров"

2. Тех, кому интересна тема ТРИЗ в углубленном варианте, мы приглашаем на курс Решение конструкторских и производственных проблем с помощью АРИП-2009ПТ (Алгоритм Решения Инженерных Проблем)