Найти тему
Светлана Ахмедова

Драма над Тайгой. 1947 год. Единственный случай в Коми угона самолета.

В 1947 году в Коми республике произошел единственный за всю историю случай угона самолета. Пропажа С-2.
28 августа 1947 г. Усть-Кулом всполошился. Первым забил тревогу начальник местного аэропорта Попов. Вечером 28 августа вышестоящему начальству он доложил, что в 10.00 на патрулирование района в сторону села Усть-Нем вылетел самолет С-2, который обратно не вернулся.

6 сентября на стол зам. министра МВД Коми АССР Фальшина легла докладная записка с подробностями случившегося.

Зам. командира сыктывкарского отдельного авиаотряда ГВФ Лущенко сообщил в МВД следующее:

27 августа 1947 года пилот авиаотряда Меньшуткин и летчик-наблюдатель «Лесавиа» Григорьев должны были совершить полет из Усть-Кулома в Усть-Нем, посмотреть за обстановкой в лесных массивах района, а заодно перевезти бухгалтера ОРСа Усть-Немского леспромхоза. Из-за плохих метеоусловий полет был перенесен на утро 28 августа. Вечером 27-го летнаб Григорьев сообщил Меньшуткину, что хоздоговорной полет до Усть-Нема переносится на вторую половину дня, а утром они сделают еще один патрульный полет. Слетают через Керчомъю до Усть-Нема и обратно. Григорьев предупредил пилота, что возьмет с собой в полет невесту Валю Володько. Сказал, что, мол, в магазине Усть-Немского леспромхоза присмотрел для нее зимнее пальто, хочет чтоб она его померяла. На том и разошлись.
Утром самолет взлетел, на борту было трое: Меньшуткин, Володько и Григорьев.

Судя потому, что женщина была на легке, даже без головного убора, то полет предстоял быть недолгим.

Самолет пропал... Его искали неделю, расспрашивали местных жителей. Некоторые говорили, что самолет долетел до д. Парч и развернулся. Вскоре он вновь вернулся, перелетел на левый берег Вычегды и скрылся в южном направлении за лесом.

Расспрашивая работников ОРСа выяснили, что никакой договоренности между Володько и Григорьевым о покупке пальто не было, как, собственно, и самих зимних пальто не было.

Стало известно, что летнаб Григорьев усиленно добивался руки и сердца старшей сестры райбольницы Володько, но она его каждый раз отвергала.

Отсюда родилась версия угона самолета:

Влюбленный Григорьев обманным путем пригласил Володько на самолет, чтобы в воздухе принудить выйти за него замуж. Для запугивания применил оружие и случайно выстрелил в нее и убил. Чтобы скрыть следы, он выбросил тело из самолета и, угрожая пилоту, заставил его лететь в сторону Соликамска к ж/д магистрали, где убил пилота, сжег самолет и скрылся.

Версия об убийстве в воздухе возникла не на пустом месте, т.к. по свидетельствам очевидцев д. Парч около 200-300 м. от кружащего самолета отделилось что-то похожее на человеческое тело и упало в 3-4 км от деревни. После организации поисков найти тогда ничего не удалось.

Уже в середине сентября при сборе грибов местный житель д. Парч Михаил Попов в местечке "Керес ув ты бок" наткнулся на труп мужчины.

На нем было защитного цвета пальто и шлем пилота, а найденный в кармане документы не оставили сомнений, что это был Василий Меньшуткин.

Судебно-медицинское вскрытие показало, что пилот был убит выстрелом в голову.

Услышав этот рассказ, даже опытные пилоты были не мало удивлены, ведь самолет С-2 по конструкции очень похож на более известный ПО-2, такой же маленький. Требуются серьезное хладнокровие и ловкость, чтобы провернуть криминальные манипуляции и занять место пилота, не потеряв управления и не врезавшись в землю. Очевидно, что Григорьев все просчитал.

Был и еще один факт, говоривший о спланированной подготовке: в полет Григорьев взял пистолет системы Коровина, который постоянно носил и мелкокалиберную винтовку, которую попросил у школьного военрука.

Летнаб, конечно, лицо гражданское и не было никакой обязанности носить оружие с собой, но тем не менее оружием обзавелся.

Усть-куломцы были поражены случившемся, но более их поразило то, что люди из пропавшего самолета жили рядом с ними и ни в чем предосудительном замечены не были.

Знакомый Федора Григорьева потом рассказывал, что часто к нему захаживал, у летнаба всегда водились и деньги, и выпивка. Григорьев снимал комнату у пожилой женщины и вовремя расплачивался за аренду жилья. Еще он отлично играл на баяне, на звуки которого, словно пчелы на мед, слетались усть-куломские девушки.

Сивкова А.Н. "Дым Отечества. 2002-2003 годы. Книга 4", Сыктывкар, 2009 год.
Сивкова А.Н. "Дым Отечества. 2002-2003 годы. Книга 4", Сыктывкар, 2009 год.
Сивкова А.Н. "Дым Отечества. 2002-2003 годы. Книга 4", Сыктывкар, 2009 год.
Сивкова А.Н. "Дым Отечества. 2002-2003 годы. Книга 4", Сыктывкар, 2009 год.

Внук этой женщины Николай Яковлевич Охапкин хорошо его знал и рассказал, что Григорьев приехал в Усть-Кулом вскоре после войны. Какими ветрами летчика из Омска занесло в захолустное село, он не знает. Часто слушательницей задушевных мелодий на баяне как раз была Валя Володько.

Сивкова А.Н. "Дым Отечества. 2002-2003 годы. Книга 4", Сыктывкар, 2009 год.
Сивкова А.Н. "Дым Отечества. 2002-2003 годы. Книга 4", Сыктывкар, 2009 год.

Судя по бабушкиным замечаниям, отношения складывались очень сложно у молодых. Однажды, Григорьев уговорил Валентину пойти в ЗАГС. Там, естественно, попросили паспорта, а Валя возьми, да и скажи: "Ой, а я забыла свой паспорт дома!" На что, изменившийся в лице кавалер ответил: "Я тебе это еще припомню".

Григорьев в Усть-Куломе со многими сдружился, в том числе и с милицейскими начальниками, через которых он и приобрел оружие под предлогом, что бывают вынужденные посадки и могут напасть звери.

Валентину Володько хорошо помнила Анастасия Александровна Булышева. Она-то и рассказала, что семья девушки приехала в Усть-Кулом из глухого поселка Ындин. Родители были спецпереселенцами и в 30-е годы попали в Коми из Белоруссии.

У райбольницы был свой сенокосный участок и когда ходили ставить сено, то в разгар сенокосной страды появлялся самолет. Он делал несколько кругов над лугами, резко снижался, чуть не касаясь земли и стремительно взмывал в небо. Все знали, что это перед старшей медсестрой показывает свою удаль ее жених-летчик.

После случившегося семья Володько спешно уехала из Усть-Кулома.

Погибший пилот Василий Иванович Меньшуткин был местным. Родился в д. Малая Кужба в 1922 году, он был внебрачным ребенком и потому в ЗАГСе ему дали нездешнюю фамилию Меньшуткин. Родные носят фамилию Тарабукины. Рос Василий впроголодь, но очень хотел учиться. После 7-летки закончил с/х школу в Ульяново и стал зоотехником. Перед войной стал курсантом Серпуховского летного училища. В разгар войны в Павлодаре получил диплом летчика. Летал на тяжелых бомбардировщиках. По окончании войны вернулся на родину, работал в аэропорту. Женился, в 1947 г. родился сын. Прожил всего 25 лет. Спустя годы жена вновь вышла замуж, но ее жизнь тоже оборвалась трагически: поехала по делам в Москву и попала в автокатастрофу. Сын вырос и работал в Мурманске в траулерном флоте.

Сивкова А.Н. "Дым Отечества. 2002-2003 годы. Книга 4", Сыктывкар, 2009 год.
Сивкова А.Н. "Дым Отечества. 2002-2003 годы. Книга 4", Сыктывкар, 2009 год.

В Коми всегда была нехватка летно-технических кадров. В 20-30-е годы дело спасали заключенные летчики, прокладывавшие над республикой первые воздушные трассы.

Комиссия госуправления воздушного флота в 1947 году отметила, что "полеты на аэродроме Сыктывкар ничем не узаконены, пилоты могут летать как кому вздумается, на аэродроме во время полетов пасется скот, нет ни ракет, ни ракетниц, в нарядах не указывается целевое назначение полетов... "

В 1948 году были составлены списки командно-начальствующего состава аэропорта, находившихся в годы войны в плену. Вошли сюда многие пилоты и авиатехники отряда. Не сложно догадаться, что все они попали в Коми не по своей воле. Многие работали на совесть. Летчики же, даже среди собратьев-военных всегда слыли "белой костью" отчего вовсю демонстрировали свое лихачество в небе. Так, упоминается командир звена Суров, который в День воздушного флота над аэропортом Котласа производил боевые развороты, перевороты, петли и пикировки на здание аэровокзала.

Еще одна история случилась в первые дни войны, когда председатель Совета министров Коми АССР вылетел на У-2 в Удорский район. На середине пути самолет резко спикировал вниз. Ошеломленный, он увидел бегущих у кромки леса лосей, в которых летчик стал палить из пистолета, но каждый раз промахивался. Все напоминало дурной сон, от которого очнуться уже заставила тишина. Самолет стоял на краю реки, пилот лежал рядом. Выяснилось, что летчик перед вылетом выпил с приятелем бутылку водки, а в полет прихватил бутылку спирта, которую, конечно, быстро осушил. Он не помнил как посадил самолет без горючего, ничего не помнил, но посадка прошла успешно, без травм.

Эти истории объясняют почему начальник усть-куломского аэропорта Попов не запретил вылет Григорьева в непредусмотренное расписанием время. Его, безусловно, уволили с дисциплинарным взысканием, а Григорьев позже прислал еще и письмо с извинениями за то, что по его вине Попов лишился рабочего места.

Сивкова А.Н. "Дым Отечества. 2002-2003 годы. Книга 4", Сыктывкар, 2009 год.
Сивкова А.Н. "Дым Отечества. 2002-2003 годы. Книга 4", Сыктывкар, 2009 год.


Исчезнувший самолет был обнаружен в середине апреля 1948 года. Его нашли в молодом березняке возле деревни Кондас Молотовской (ныне Пермский край) области. Двое местных жителей, первыми увидевшие развороченный самолет, сообщили о находке в милицию. 16 апреля на место происшествия выехала милицейская комиссия.
Самолет врезался в землю, был прогнут, тем не менее винт оставался цел, а шасси касалось земли. Более всего пострадала задняя часть самолета. После вскрытия бензобака стала понятна причина столь не мягкой посадки. Горючего оставалось не более полукилограмма, а масла в баке было всего сантиметров на 20.

Прибывшая в лес комиссия рядом с самолетом обнаружила останки человека. Это была женщина. Она лежала рядом с самолетом, на спине. Вокруг были разбросаны женские вещи.
В городе Березники Пермской области была проведена судебно-медицинская экспертиза. Она установила, что смерть неизвестной женщины наступила от выстрела в голову. Вскоре была установлена и ее личность - В.А. Володько.
Отвинченные в кабине самолета часы, исчезнувшие документы и оружие - все говорило о том, что преступник скрылся.
Летнаба Ф. Григорьева арестовали в Донбассе. До этого он зачем-то побывал в Белоруссии, откуда родом В.Володько. В Донбассе, видимо, по подложным документам устроился работать на шахту.

Суд вынес приговор - 20 лет лишения свободы. Это был потолок, т.к. расстрел уже не был предусмотрен. Позже дошли известия, что срок он отбывает в мурманском направлении, руководит художественной самодеятельностью, играет на баяне и может освободится досрочно.

Ушла на фронт вместо другой. В Кенигсберге, буквально, ходили по трупам.

«Катенька»! Орудие Первой Мировой войны.

"Илья Муромец" - первый в мире бомбардировщик. Мягкое приземление с 16-ю пробоинами в бензобаке.

Князем раньше называли обычного сторожа.

Барды - это почти Друиды.