Найти тему
17,2K подписчиков

Художественные произведения, которые заставили меня думать... и думать много

6,1K прочитали

Сегодня хочется поделиться списком книг, которые заставляют мысль работать. Конечно, подходящих под это определение книг куда больше. Но первыми на ум мне пришли именно перечисленные ниже, поэтому они и попали в подборку😊

1) «Погребенный великан» Кадзуо Исигуро

Сегодня хочется поделиться списком книг, которые заставляют мысль работать. Конечно, подходящих под это определение книг куда больше.

Это книга-притча, она напоминает волшебную детскую сказку с рыцарями, драконами, злыми и добрыми старушками. Как и положено сказке, произведение наполнено символами.

Сказочность атмосферы сгущается забвением прошлого, которое все больше растворяется в хмари повседневности, даруя сладостное, а порой и гнетущее неведение. Что делать без памяти? Без единственной связи с прошлым? Как можно поверить, что ты действительно жил? Как можно стремиться к чему-то великому, если знаешь, что это не сохранится ни в чьей памяти? Или наоборот, как удержаться от соблазнов, зная, что расплата даже в виде раскаяния и мук совести не настигнет? Мир без прошлого кажется иллюзорным. Но наш мир не более реален, поскольку единственное звено, связывающее нас с прошлым, - это несовершенная и обманчивая память.

2) «Человек-ящик» Кобо Абэ

Сегодня хочется поделиться списком книг, которые заставляют мысль работать. Конечно, подходящих под это определение книг куда больше.-2

Книга, которая сначала заставляет мозг работать, а потом его выносит. Потому что происходящее в книге абсурдно и обычной логичной логике не подчиняется. От этого произведения у меня было ощущение, что герой и читатель двигаются не вперёд по сюжетной линии, а по кругу, сужающемуся в точку. Человек-ящик, лжечеловек-ящик, женщина одновременно выглядят плодом больной фантазии героя и реальностью, переходящей в сверх реальность.

3) «Бесы» Ф.М. Достоевского

Сегодня хочется поделиться списком книг, которые заставляют мысль работать. Конечно, подходящих под это определение книг куда больше.-3

В эмоциональном плане «Бесы» для меня труднее других произведений Достоевского, поэтому, наверное, и в эту подборку включить я решила именно их. В "Бесах" много идей, но главный мотив - это, на мой взгляд, свобода и вседозволенность. Несправедливость крепостного права привела к разочарованию в государственном устройстве даже самой правящей элиты и к брожению идей. В 40-х годах XIX века (старший Верховенский) идею Бога ещё уважали, хоть и не верили. Для следующего поколения Бог окончательно устарел, что открыло поле для мироустройства по собственному замыслу, к рождению множества «великих» идей, предложений по созданию идеального мира, принудительно доброго мира.

Только вот без Бога нет Человека, наделённого бесценной и бессмертной душой, есть лишь бездушная песчинка среди множества других бездушных песчинок, а ради счастья многих несколькими можно и пожертвовать. Ради счастья будущих поколений можно пожертвовать нынешним. Без Бога все позволено.

4) «Игра в бисер» Г. Гессе

Сегодня хочется поделиться списком книг, которые заставляют мысль работать. Конечно, подходящих под это определение книг куда больше.-4

Эту книгу я читала давно и пока ещё не перечитала. Но помню, что финал произведения заставил меня поломать голову. Главный герой Йозеф Кнехт продвигается по карьерной лестнице в необычном, оторванном и замороженном мире математики и музыки - в Кастилии. Знания там не умножаются, а осмысливаются, толкуется уже созданное. Интеллектуалы развлекаются тем, что проводят время за игрой в бисер, искусно жонглируя накопленными знаниями, переведенными в символы и знаки.

В Кастилии классно, полный покой и идиллия, но за ее стенами бушуют мирские страсти. И главный вопрос, который волнует Кнехта, дозволено ли искусству быть оторванным от мира?

5) «Человек без свойств» Р. Музиля

Сегодня хочется поделиться списком книг, которые заставляют мысль работать. Конечно, подходящих под это определение книг куда больше.-5

Произведение я ещё не дочитала, мне осталось совсем чуть-чуть. Но не включить его в эту подборку я просто не могу. «Человек без свойств» - самое заумное произведение, которое мне доводилось читать. Книга художественная, но, скорее, это красивый философский трактат. Над каждым предложением, которое чаще всего длинною в абзац, можно думать час, два, всю жизнь. Серьезно, буквально над каждым предложением. И к концу книги я понимаю, что я изменилась, стала мыслить иначе. В книге показана двойственность всех понятий и представлений. Мир ведёт к войне, а стремление к духовности к разочарованию. Чувствую полноценный обзор на эту книгу будет самой сложной задачей в моей блогерской карьере 😂

Что читали из списка? Что бы добавили?

См. еще #мякиш_подборки

Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️