Попался мне на глаза свежий текст Николая Ильича Травкина, изобретателя «коллективного подряда» в социалистической экономике. В нем в очень короткой форме и в образной метафорической манере автор объясняет, в чем же заключался придуманный им метод, в чем секрет его волшебной силы, и как с помощью этого инструмента можно было денег зарабатывать в разы больше, чем без него, и вообще добиваться невероятных экономических успехов, причем для всех, как это принято было при социализме. Кудесников экономики при социализме было немало, но не все из них поощрялись властью и оставались на свободе, а Николай Ильич, напротив, за этот метод получил высшую награду, звание Героя Социалистического труда. До его заметки я даже близко не понимал, что такое «коллективный подряд» и чем он отличается, например, от «бригадного подряда», который, вроде бы придумали другие люди, и чем оба этих способа отличались от «бригадного метода». Честно говоря, вникнуть в это я даже не пытался. Социалистическая экономика и, в целом, социализм, описывались и описываются некими загадочными формулами, понять которые дано немногим. Возможно, это имеет мистический смысл: все это работает до тех пор, пока лишь избранные понимают каким образом. Но не будем залезать в теоретические дебри. Пусть другие формулы останутся загадкой, но суть «коллективного подряда» Николай Ильич раскрыл, причем так, что даже я понял. Надеюсь, автор простит меня за обширные цитаты, но объяснить это лучше него невозможно.
Выдержки из заметки Н. Травкина озаглавленные автором:
Немного про сельскую стройку в СССР и историю коллективного подряда.
Основы коллективного подряда, за который я позже звезду Героя Соцтруда получил, мне вбил в мозги, конечно, Лимонтий…
Чтобы сократить текст я немного уберу лирику и кратко поясню, что Лимонтий – это простой каменщик, которым умел договариваться.
… Калымили, в основном, по колхозам. Они наличкой рассчитывались и без всякой лишней бухгалтерии.
Лимонтий ударял по рукам с председателем колхоза и это гарантировало, что через месяц на краю деревни будет стоять свинарник с кирпичными столбами на 200 голов под рубероидной крышей. Затем брал аванс 500 руб. на текущие расходы и остальные 4,5 тыщи оговаривались к выплате на следующей неделе по окончанию стройки.
Организация калыма происходила так. С обеда человек 5-6 из бригады покидали строящийся дом культуры и с лопатами перебазировались на рабочем автобусе к месту будущего свинарника. К концу дня они выкапывали ямы под фундаменты кирпичных столбов по одной стороне и торцу возводимого помещения и три последних самосвала с бетоном меняли адрес: ехали не на плановый дом культуры, а на калымный свинарник. На 2-й день история повторялась, а на 3-й колхозный прораб пригонял автокран и по залитым фундаментам укладывались собранные с окраин полей ж/бетонные "пасынки" от заменённых деревянных столбов линий электропередач. Затем, в течении 3-х дней, с дома культуры поворачивались по одной машине с кирпичом и разгружались на свинарнике.
В общем, свинарник рос на глазах.
Сказать, что никто из начальства не видел - будет неправдой. Прораб, ведущий стройку дома культуры был в курсе всех деталей. Но и в доле одновременно, он же расписывался за материалы, которые исчезали с его стройки. Знал о калымах и начальник стройорганизации, но понимал, что как ни будет горбатиться квалифицированный каменщик или плотник, а больше 120-140 руб в месяц не выйдет. Калым же давал за месяц чистыми около 300 рублей. Запрети и завтра те, на ком собственно организация и держится, уйдут в стройбригаду того же колхоза. Вот и закрывал начальник глаза.
А материалы? Ну, что материалы, в грязи больше закатывают, да тот же кирпич в бой превращают, пока вручную разгружают…
Хм-хм. Вот он оказывается, в чем истоки передового социалистического метода.
Николай Травкин сейчас пенсионер. Ранее был депутатом Госдумы, еще ранее народным депутатом Верховного Совета СССР, еще ранее строителем, и, как видно из заметок, Героем Социалистического труда. Свой замечательный метод «коллективного подряда» он придумал 35 лет назад, и в честь этого полукруглого юбилея он написал свои заметки. В 80-е годы 20-го века понятно, можно было иметь некие иллюзии. Но сейчас, неужели бывшему депутату непонятно, что экономическая суть описанной схемы – это просто хищение стройматериалов, техники и рабочего времени? Что каменщик и плотник получали 200% сверху к своей зарплате не за то, что они такие ценные работники, а за соучастие? Что действия прорабов, начальника стройорганизации и председателя колхоза на современном языке называются «получением откатов», «коррупцией», в, конечном счете, тоже являются «соучастием в хищении». Кстати, интересно, где председатель колхоза брал столько налички, и как ее оформлял? А еще один интересный вопрос, который наверняка не приходил в голову уважаемому автору: «А почему председатель колхоза не привлекал к работам колхозников, а приглашал сторонних шабашников? Неужели свои местные не хотели бы подзаработать?»
Но, собственно, вышеприведенные цитаты, это только «история» и «истоки» передового метода. Сам метод автор описывает ниже в энергичных строчках:
Суть коллективного подряда была проста. Работаем, как на калыме. Деньги получаем за объект, а не за тарифную стоимость своего труда. Сэкономил на механизмах или материалах - больше будет зарплата. Коэффициент трудового участия каждому устанавливается Советом бригады и может изменить зарплату в разы.
Честно говоря, в этом месте «суть» для меня опять немного затуманилась, несмотря обещанную автором «простоту». С истоками все было понятно, а вот тут возникли вопросы. Что значит «работаем, как на калыме?» Не понимаю.
«Деньги получаем за объект, а не за тарифную стоимость своего труда» - э… а, собственно, на каком основании? Некий «коллектив» это что, самостоятельный экономический субъект? Владелец техники или ее арендатор? Он покупает стройматериалы, или получает их откуда-то по вне-рыночных правилам? А заказчик с «коллективом» договаривается, не беря во внимание расценки на виды работ? Так чисто, без ориентиров, как договорились? Вопросов много.
А вот к следующей фразе у меня вопросов нет: «Коэффициент трудового участия каждому устанавливается Советом бригады и может изменить зарплату в разы». О да, коэффициент трудового участия! или сокращенно КТУ, удивительная штука, помню-помню. Если КТУ определяло начальство – это был инструмент его начальственного дикого произвола. Попробуй задай ему неприятный вопрос. Зарплата изменяется в разы? То есть вне зависимости от выработки… Неважно какой объем выложил каменщик, зарплату ему определит КТУ. А если этот коэффициент определялся «демократическим» голосованием, то, пожалуй, это было еще хуже. Все это могло порождать массу склок и интриг. В сезонных бригадах тайная сплоченная группа могла на голосовании обвалить зарплату коллегам и поднять друг другу. После короткого увлечения КТУ все вменяемые коллективы отказались от этих игр и перешли к нормальной «уравниловке». Перед моей последней шабашкой мы с коллегами, помню, договаривались – никаких КТУ, все получаем одинаково, ну, кроме бригадира, разумеется. При этом нас было всего десять человек, мы знали друг друга и доверяли друг другу.
Мда, ну в общем, заметка об истоках и сути коллективного подряда меня сильно удивила.