Медицинская реформа подразумевает, кроме прочего, постепенный переход от бумажного учета к использованию медицинской информационной системы (проще говоря, МИС) для учета работы. Этот переход должен состояться как в государственных, так и в частных учреждениях, где оказывают медицинские услуги и помощь.
Если оценивать этот процесс в целом, то можно говорить о положительной динамике. Появились новые системы учета, например, возможность хранения информации в виртуальном облаке, что удобно и довольно безопасно. Вот только любая реформа означает не только внедрение нового, но и отход от старых, давно проверенных наработок и систем. А это влечет за собой определенные трудности и проблемы как в конкретных клиниках, так и в целом.
Система задач и целей
Внедрение МИС – процесс, который не просто должен переформатировать систему ради самой реформы, но практичный шаг. Он должен иметь совершенно конкретные положительные последствия, и цели изменений можно наметить следующие:
- стабильность в работе с базами данных;
- удобство при поиске информации о пациенте;
- реализация дополнительных разработок подходящего формата;
- качественная поддержка и обслуживание системы для ее стабильной работы.
Также не стоит сбрасывать со счетов необходимость соблюсти требования законодательства. Ведь МИС должна работать с системой eHealth.
Сложности
У внедрения нового МИС есть свои сложности практического характера, с которыми сталкивается любая клиника, внедряющая систему непривычного для себя формата. К таким подводным камням стоит отнести:
- человеческий фактор. Прежде всего, необходимость обучать персонал работе с новой системой может стать серьезной преградой для быстрого внедрения МИС. Кроме того, новая медицинская информационная система должна быть не только качественно сделана, но и внедрена в работу клиники;
- спайка с новой МИС всех используемых сторонних систем вроде подключения кассового аппарата, перенос всех контактных данных и многое другое. Поскольку каждый тип технических средств требует своего отдельного процесса установки на новый МИС, это тоже может затянуть процесс перехода;
- перенос, собственной, самой базы данных со всей информацией. Тут техническая сложность заключается именно в объемах данных, которые нужно перенести без потерь и в удобном для будущего использования формате.
Выбор МИС, которые подходят для выполнения очерченных выше целей, довольно широкий, поэтому любое медицинское учреждение может минимизировать сложности перехода, просто подобрав оптимальный именно для себя вариант. Для этого нужно проконсультироваться с разработчиками и понять, насколько их продукт соответствует требованиям, которые ставит перед собой конкретное учреждение.
Также играет свою роль и денежный вопрос. Не стоит забывать о том, что плата за интеграцию МИС и плата за внедрение в нее существующей инфраструктуры взимается отдельно. Из-за низкого уровня унификации предпринимательских процессов также нужно обратить внимание на то, насколько текущее программное обеспечение подходит для выбранной МИС.
Конкретный пример. Если некоторые текущие программы клиники работают на 1С, важно не только то, насколько выбранный МИС легко работает с этим языком. Важно также и степень легкости интеграции имеющейся версии программ на 1С с новой МИС. То есть анализ совместимости должен быть двусторонним, что ускорит и удешевит процесс перехода.
Как сделать перенос информации простым, удобным и лишенным ошибок
Прежде всего, перед переносом данных нужно удостовериться в том, что в новой МИС есть все поля, которые были представлены в старой системе. Сходство или, в идеале, одинаковая структура картотеки означает, что удастся сохранить все данные о пациентах.
Также важно, насколько простой будет транспортировка данных из обычной прикладной МИС, которая инсталлируется на операционную систему устройства отдельно в качестве самодостаточного софта-папки, на облачную. Собственно, львиной доли проблем и лишних трат удастся избежать, если вначале обсуждения МИС с разработчиком уточнить именно эти два момента: насколько просто можно осуществить перенос данных на облачную систему; как быстро и сколько будет стоить интеграция в новую МИС имеющегося оборудования.