Ко мне обратилась Светлана, мама девятилетнего мальчика.
“С Пашей в школе никто не дружит. Он каждый раз приходит из школы в плохом настроении. Мальчишки обижают, девочки смеются над ним. У них действительно класс неудачный, недружный. И ведь учителя ничего не предпринимают. Никому дела нет до моего сына. Не верю, что они не в курсе ситуации.
Пробовала сама разговаривать с Пашей, он меня не слушает. Вообще у него очень негативный взгляд на жизнь. Как научить ребёнка смотреть на мир с оптимизмом?”
Умение быть счастливым - это не более чем навык, который в идеале должен формироваться в детстве. Беседуя с женщиной, я сразу обратила внимание на позицию, которую я называю “кругом враги”.
Во всем происходящем виноваты окружающие, в том числе ученики и учителя. Роль Паши и самой Светы в данной ситуации не оговаривается. Хочу объяснить это явление с точки зрения науки.
Жизненная позиция
В психологии существует, два крайних типа восприятия, именуемые экстернальный и интернальный локус контроля. Первая позиция характеризуется привычкой приписывать свои неудачи или достижения внешним обстоятельствам.
Представители такого типа любят говорить: «Это не мы такие, это жизнь такая», «Что поделаешь, когда кругом одни воры (неудачники, глупцы и т.д.)»
Все, что происходит с такими людьми, они склонны объяснять случаем, стечением обстоятельств, влиянием удачи или судьбы.
Ко второй категории относятся люди, умеющие брать на себя ответственность за происходящее вокруг. Собственные достижения и провалы они воспринимают как результат своих правильных или неверных действий.
Здесь тоже, конечно, бывают крайности. Некоторых, в подобном случае, может мучить необоснованное чувство вины.
Конечно, в чистом виде такие позиции существуют редко. Чаще всего, отношение человека ближе к одной из них. Не научив ребенка в детстве брать на себя ответственность, мы формируем у него ощущение, что в жизни от него ничего не зависит. Вырастая, такой человек всегда будет ведомым и редко счастливым.
Многие возразят: “Но ведь есть то, что от нас действительно не зависит!” Да, существует. Но как реагировать на ситуацию и что предпринять в конкретном случае зависит только от нас. Мы можем сетовать на жизнь и рьяно стараться что-то изменить, а можем просто принять это, как данность.
Когда мы не в силах что-то изменить
И наша задача научить детей менять то, на что мы можем повлиять, и принимать то, с чем поделать ничего не получится. Со вторым посложнее, ведь мало кто готов сидеть сложа руки, когда нами управляет огромное желание действовать.
В случае, если что-либо идёт не так, как нам хотелось бы, предлагаю озвучить ребёнку всего одну мысль: всё, что происходит с нами, для чего-то необходимо. Человек, научившийся связывать события с позитивными последствиями, научается также замечать, что если бы тогда не произошло одно событие, не было бы и другого.
В народе это выражено фразой: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
Снова предвижу возражения: «Ведь не всегда результат бывает оптимистичным!». А это уже зависит от того, насколько мы умеем искать положительное в любом событии. Если полезный результат не получен сейчас, значит обязательно будет в дальнейшем.
Правда есть один нюанс, для того, чтобы научить этому ребёнка, стоит самим верить в то, что так происходит. И это тоже навык, который можно обрести.
Пишите в комментариях, какая жизненная позиция ближе вам. Подписывайтесь, ставьте лайки.
#саморазвитие #самопознание #семья #психология отношений #отношения