В данной статье я хочу рассмотреть реверсивную схему управления электродвигателем. Эта схема применяется в тех случаях, когда необходимо менять направление вращения на двигателе. Рассмотрим, как это всё работает.
Реверс
Для того, чтобы изменить вращение двигателя с одного на другое, необходимо поменять фазировку. Это всем известно. Для этого в силовой цепи используются два пускателя или контактора KM3 и KM4. Пускатель KM3 служит для вращения в одну сторону, KM4 для вращения в противоположную сторону. Для включения этих пускателей в цепях управления используются пусковые кнопки SB3 и SB4. Условное назначение кнопок SB3 и SB4 – вращение вперёд и вращение назад соответственно. Для отключения любого из пускателей используется кнопка стоп SB5.
Подача питания в схему
Для начала подготовим схему к работе. Подадим напряжение в силовую цепь включением автоматического выключателя QF3, а в цепь управления включением автомата SF3.
Включение двигателя вперёд
Нажимаем на кнопку SB3. По цепочке SF3-SB5-SB3-KM4.2 на катушку пускателя KM3 подаётся питание и пускатель срабатывает, замыкая главные контакты KM3 в силовой цепи. Таким образом на двигатель M3 подаётся напряжение по цепи QF3-KM3-KK3. Двигатель начинает вращение вперёд.
KK3 – тепловое реле
После отпускания кнопки SB3 пускатель KM3 продолжает работать за счёт самоподхвата через свой контакт KM3.1.
Для остановки двигателя нажимаем кнопку стоп SB5. Цепочка разрывается, пускатель KM3 отключается и двигатель останавливается.
Включение двигателя назад
Нажимаем кнопку SB4. По цепочке SF3-SB5-SB4-KM3.2 катушка пускателя KM4 получает питание. Пускатель срабатывает и замыкает главные контакты KM4 в силовой цепи. На двигатель M3 подаётся напряжение по цепи QF3-KM4-KK3 и начинается вращение назад.
Как видно, на схеме вращение назад происходит за счёт изменения фазировки фазы A и C на пускателе KM4. Т.е. на пускатель KM4 приходит фаза A, которая уходит на фазу C электродвигателя M3. А приходящая фаза C этого же пускателя уходит на фазу A двигателя.
После отпускания кнопки SB4 пускатель KM4 продолжает работать за счёт самоподхвата через свой контакт KM4.1.
Для остановки двигателя также, как и при вращении вперёд, нажимаем кнопку стоп SB5. Пускатель KM4 отключается и двигатель точно также останавливается.
Электрическая блокировка
В любой реверсивной схеме управления электродвигателем используется так называемая электрическая блокировка. Это защита от одновременного включения пускателей KM3 и KM4, которое приводит к короткому замыканию в силовой цепи.
Если взглянуть на схему, то реализована данная блокировка контактами KM4.2 и KM3.2.
Допустим, включен пускатель KM3. Вращение двигателя направлено вперёд. И даже если случайно нажать на пусковую кнопку SB4 (назад), то ничего не произойдёт, т.к. пускатель KM4 не включится, ведь контакт KM3.2 разомкнут при работающем пускателе KM3.
Аналогично работает блокировка и при реверсе (противоположное вращение).
Тепловое реле
Для защиты двигателя от перегрузки в силовую цепь установлено тепловое реле KK3.
Если двигатель работает с перегрузом, то через определённое время тепловое реле срабатывает, размыкая свой контакт KK3.1 и независимо от направления вращения двигатель останавливается.
Как видите, работа реверсивной схемы достаточно проста. Поняв её, можно научиться читать и более сложные схемы.
Уважаемые читатели, если у вас возникли какие-то вопросы по работе схемы, задавайте их в комментариях.
Также, если не трудно, подписывайтесь на мой канал. Это будет лучшей мотивацией для меня. В дальнейшем на канале я планирую рассматривать и более сложные схемы управления, которые часто встречаются на практике.