Дочитала вчера "Катакомбы" Валентина Катаева, последнюю часть его тетралогии "Волны Черного моря". В очередной раз, точнее, закончила перечитывать.
Известнее всего первая книга из этого цикла, "Белеет парус одинокий", ее, кажется, даже в школе проходят, ну и вторая, "Хуторок в степи", "Зимний ветер" и "Катакомбы" куда менее известны. Возможно потому, что тут главные герои одесские мальчишки Петя и Гаврик в третьей и четвертой частях уже не мальчишки, а взрослые люди, да и события описываются куда менее веселые. Может быть, кстати, поэтому Катаев в "Катакомбах" снова вводит в текст мальчика Петю Бачея — только уже сына главного героя тетралогии. И это помогло, "Катакомбы" читаются куда живее, чем "Зимний ветер".
Пока читала повесть, не отпускала меня мысль, что написана она под впечатлением не только от поездки Катаева в Одессу сразу после освобождения города от фашистов, но и от повести Кассиля "Улица младшего сына", посвященная пионеру-герою Володе Дубинину. Там часть книги происходит в катакомбах в Керчи, где от фашистов скрываются партизаны. Сейчас уточнила датировку: "Улица младшего сына" была написана в 1949 году, и "Катакомбы" вышли в том же 1949 году (хотя очерки Катаева про одесские катакомбы были опубликованы еще во время войны). Так что остается загадкой, кто же кого тут вдохновил, потому что сюжеты книг, скажем так, схожи.
В целом, это неплохая детская повесть, хотя и сейчас уже кажется несколько подзатянутой. Снова Одесса — еще один важный, главный герой тетралогии, только уже Одесса военной поры, сражающаяся с врагом. Бесконечный лабиринт катакомб, штолен и штреков, в которых прячутся партизаны, живут, учатся, лечатся, совершают вылазки. Кто-то выживет, кто-то погибнет — война. А волны Черного моря продолжают биться о берег, так, что можно слышать шум этих волн и голос Гаврика в финале книги:
— А если слышишь, то перестань думать о смерти. Я тебе приказываю! Кто под знаменами Суворова штурмовал Измаил и Очаков? Кто отбивался от турок? Кто строил город?.. Наши предки — каменщики, землекопы, плотники. Они были истинными хозяевами всей этой красоты и богатства! Это они, батарейцы прапорщика Щеголева, отстояли Одессу от англо-французского нападения. Это они со славой умирали на бастионах Севастополя! А мы? Мы же, брат, с тобой пережили четыре войны и две революции! Помнишь, как мы носили в тысяча девятьсот пятом году патроны на баррикады? Помнишь, как мы сражались в восемнадцатом году за власть Советов? А кто, как не мы, защищал власть от Деникина и Врангеля, от гайдамаков? Кто бил интервентов — сначала немцев, а потом англичан, американцев, французов, греков и прочих наемников мирового капитализма? Ну? И ты думаешь, что нас с тобой так легко закопать живьем в землю? Нет, брат! Мы бессмертны!