Найти тему
газета "ИСТОКИ"

ЧУТЬ ТЕПЛАЯ МЕРЗЛОТА

1."Вечная мерзлота" Виктора Ремизова - огромнейший роман о сталинской стройке в послевоенной Сибири (железная дорога) со страдающими, благородными зеками, мерзкими МГБешниками и верховным злодеем Сталиным. Основано на реальных событиях, персонажи имеют прототипов, о чём с гордостью сообщает сам автор в послесловии. Издано во Владивостоке.

2. Читать эти 800 страниц ужасно скучно. Тем более, живописав очередные происки лагерного начальства и ужасы лагерей, автор переходит на казённо-"научный" (по мнению автора) язык, даже со сносками. И даёт страницами вот такое: " Шестого января 1942 года в далекой Москве вышло постановление Совета народных комиссаров и Центрального комитета Всероссийской коммунистической партии «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке».

Реализуя высокое решение, в поселок, состоявший из семи строений, считая худые сараи, завезли больше трехсот человек. Большинство прибывших были российские немцы, в 1941 году уже сосланные в Сибирь из Поволжья и теперь сосланные еще раз из Сибири на крайний ее север[6].Постановление выполнялось силами НКВД, прав у людей никаких не было, кроме транспортных затрат они ничего не стоили, поэтому везли с избытком, учитывая естественную убыль". Это все на полном серьёзе. Так сказать, для придания исторической достоверности.

3. В 60-70-х популярен был "сибирский эпический роман". "Тени исчезают в полдень" А.Иванова. "Сибирь" Г.Маркова. "Философский камень" С.Сартакова. Много чего ещё - и у названных авторов, и у прочих. Такой Лев Толстой или Шолохов на минималках (а отчасти и Сидни Шелдон) с коммунистическим уклоном и колоритом. Признаюсь: тогда над ними я только посмеивался. Сейчас вижу: сибирской истории Ремизова до означенных историй как от Переделкино до Норильска на четвереньках. В одной странице Сартакова больше красот стиля и эпического размаха, чем во всем пухлом сочинении, вошедшем в лонг-лист БК.

4. А почему? А потому что Ремизов попытался писать в "большом стиле", не имея "большого нарратива", который имели в виду все указанные авторы. Злосчастной стройки в книге как мега масштабного проекта, как злого умысла Темного Владыки, как эпоса, наконец, здесь просто нет. Есть грустные истории страдальцев-сидельцев. Не то беда, что ругмя ругается советская власть, а то, что "Мерзлота" исполнена в стиле и жанре "мещанского" романа (по своей природе мелодраматичного, сосредоточенного на личностных проблемах). Эпос не получается. Молодое вино, налитое в старые меха, убегает из них и разливается мелкой лужицей.

5 А вот как автор пишет про Сталина, размышляющего над газетой: "В Корее воевали вовсю, КНДР в союзе с Китаем вновь заняли Сеул. Где-то там рядом образовалась, ликовала газета, Коммунистическая партия Камбоджи! Через десять лет ее возглавит человек с именем Пол Пот… Он отложил газету, отхлебнул остывший чай. Ему все это было уже почти неинтересно, а на планете складывались режимы, похожие на его, основанные на лжи и пропаганде, с несменяемой властью и обманутыми народами". Привет "Детям Арбата".

РЕЗЮМЕ. Виктор Ремизов силен в жанре "естественных историй" из колоритной жизни обитателей окраин страны. Попытка создать некий эпический роман в стиле "как у Георгия Маркова, но с зеками и Сталиным" ему не удалась, возможно, просто в силу несовпадения с творческим темпераментом. Не "большой стиль", но пухлая книжка, гроза читателей. У Гузель Яхиной подобный опыт получился куда лучше - но она скрестила дамский и исторический романы.

А эпический роман Ремизову, увы, не дался.

Михаил ГУНДАРИН

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Присоединяйтесь к нам в нашей группе в Вконтакте и Facebook