Начну с хороших впечатлений. Их не много, но они есть - для российского коммерческого кино уже неплохо.
Итак, смотреть "Гром" не стыдно. По ходу просмотра не возникает стойкое желание выключить телевизор (смотрел в онлайн кинотеатре, в кино на российские фильмы хожу редко). Это не убогие "Защитники". Фильм сделан технично - грамотно снят, смонтирован, спецэффекты и компьютерная графика на приличном уровне. Не отвал башки, но и не испанский стыд.
Симпатичен главный герой - крутой полицейский майор Гром в кожанке и кепке. Этакая смесь "Грязного Гарри", Мартина "смертельное оружие" Риггса и мента с "улицы разбитых фонарей" 90-х. Типаж не нов - мы десятки раз видали таких копов с собственными понятиями и не традиционными методами. В исполнении Тихона Жизневского персонаж выглядит пусть и до боли знакомым, но все-таки живым и обаятельным.
Приятно и то, что у майора не обнаруживается никаких сверхспособностей. Его не кусает паук, не облучает радиация. Он очень крут - и все.
Впечатляет Чумной доктор - одна из ипостасей традиционного главного злодея. Колоритный персонаж в зловещей маске с птичьим клювом придает фильму дух чуть ли не готического хоррора.
Из сильных сторон стоит отметить Петербург как место действия. Самый мистический город России - лучшая локация для комикса. Мистику Петербурга воспевали еще Пушкин, Гоголь и Достоевский. Жутковатый "Медный всадник", мрачные "Петербургские повести", дворы-колодцы Федора Михайловича. В "Громе" Питер - идеальный фон для истории про Чумного доктора, создающий неповторимую "питерскую" атмосферу.
Теперь о недостатках. Как я отмечал, фильм сделан добротно и технично, однако выглядит на удивление вторично. Все видено десятки раз - каждый персонаж, каждый эпизод, каждая реплика. Манера снимать action-сцены, спецэффекты, построение кадра, монтаж. Вы знаете, где режиссер даст крупный план, а где обязательно перейдет на slow-motion.
К примеру, ленту открывает эффектная сцена погони за броневиком. Как вы думаете, кем вырядились грабители банка? Клоунами? Почти угадали - это персонажи из популярного советского мультфильма, фактически - те же клоуны Бертона и Нолана.
Или возьмите главного злодея - нарочно или нет авторы фильма чуть не под копирку воспроизвели Лекса Лютора в исполнении Джесси Айзенберга из вселенной DC? Конечно, он компьютерный гений и интернет-магнат, обитающий в пентхаусе небоскрёба. И да, у него есть воображаемый друг, а затем и прямой двойник - прямо "враг в отражении" из "Спайдермена".
Двойник превращает богатого хипстера в Чумного доктора, который наводит закон и порядок по своим понятиям о справедливости. Для начала сжигает живьем мажора в его же машине - тот насмерть сбил ребенка и отмазался от ответственности благодаря связям. И эту тему мы видели десятки раз еще с 70-х, со времен знаменитой "Жажды смерти". Закон бессилен - покараем зло сами, став судьей и палачом в одном лице.
Не удивительно, что "народ" делает Доктора героем. Его изображают на граффити, ему подражают подростки, маска с клювом становится модным аксессуаром. Само собой, недалек момент, когда Доктор из кумира превратится в ролевую модель - и разъяренная толпа пойдет "вершить суд" на улицы. Ничего не напоминает? Ну да, это же "Джокер"!
Но тут "Гром" раскрывает трусоватую натуру. "Джокер" пугающе наглядно показал, как униженный маленький человек начинает бунт, отчаянный и беспощадный. "Джокер" - про настоящую темную сторону, еще дремлющую, но готовую в один момент взорваться ужасом и насилием.
"Гром" испугался пойти в копировании оригинала до самых глубин. В итоге погромщики изображены обычным хулиганьем, усмиряют которое правильные пацаны с района. Экстремисты разогнаны, покой восстановлен. И нечего выступать! Полиция и сознательные парни - на страже порядка!
Что сказать в заключение? Можно смотреть "Грома"? Вполне можно. Нужно? Совсем не обязательно. В фильме нет ровным счетом ничего, что вы не видели. Снято мастеровито. И до смешного вторично. Если в вашем онлайн кинотеатре "Гром" входит в подписку - попробуйте и судите сами.
И помните - не надо выступать! Ведите себя тихо и послушно!