Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Седьмое путешествие Синдбада (США, 1958) и Золотое путешествие Синдбада (США, 1974)

Седьмое путешествие Синдбада. The 7th Voyage of Sinbad. США, 1958. Режиссер Натан Юран. Сценаристы Рэй Харрихаузен, Кен Колб. Актеры: Кервин Мэтьюз, Кэтрин Грант, Торин Тэтчер, Алек Мэнго и др. Прокат в СССР – 1960. Прокат в СССР – 1964: 38,4 млн. зрителей за первый год демонстрации. Повторный прокат в СССР – 1977. 37,8 млн. зрителей в повторном прокате.

-2

Золотое путешествие Синдбада. The Golden Voyage of Sinbad. США, 1974. Режиссер Гордон Хесслер. Сценаристы Брайан Клеменс, Рэй Харрихаузен. Актеры: Джон Филлип Лоу, Кэролайн Манро, Том Бейкер и др. Прокат в СССР – 1977. 37,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-3

Волшебная сказка всегда привлекала многомиллионную аудиторию. И не только юную. Это хорошо понимали и понимают кинематографисты, с давних пор экранизирующие такого рода истории с привлечением спецэффектов и путешествий в экзотические страны…

-4

Киносказки о путешествиях Синдбада из этого числа. Поэтому ничуть не удивительно, что «Седьмое путешествие Синдбада» и «Золотое путешествие Синдбада» пользовались большим успехом в советских кинозалах.

-5

Зато советская кинопресса отнеслась к этим «Синдбадам» весьма пренебрежительно. Кинокритик Виктор Орлов писал, например, в «Советском экране», что «костюмно-сказочный американский боевик «Седьмое путешествие Синдбада» был на удивление плох. И десятилетние пацаны смеялись, глядя на неумелые муляжи «сказочных чудовищ», и самые наивные девушки отворачивались от тупых и слюнявых сцен объяснений и объятий героев» (Орлов, 1966: 14). Орлов В. …Что ему Гекуба? // Советский экран. 1966. № 6. С. 14-15.

-6

Уже в XXI веке кинокритик Евгений Нефедов, похвалив «Седьмое путешествие Синдбада» писал, что в «Золотом путешествии Синдбада» «много претензий хочется предъявить к первой половине повествования, развёртывающейся по законам традиционного приключенческого кинематографа, с минимальным привлечением причудливых сверхъестественных созданий. Я ещё готов признать, что Джон Филлип Лоу справился с ролью неплохо и что, к слову, больше соответствует привычным представлениям о том, как выглядел Синдбад…, но… Но почему авторы вдруг решили, что придуманная ими интрига настолько интересна, что покажется публике самоценной? Ошибочно мнение… Впрочем, ситуация радикальным образом меняется – в лучшую сторону! – в тот момент, когда Кура берётся продемонстрировать силу чёрной магии. … Наконец, кульминационный поединок между кентавром-циклопом и разъярённым грифоном можно смело объявлять одним из наивысших достижений Харрихаузена. Золотое путешествие завершится на достойном уровне» (Нефедов, 2018). Нефёдов Е. «Золотое путешествие Синдбада» // All of Cinema. 15.11.2018. http://allofcinema.com/zolotoe-puteshestvie-sindbada-the-golden-voyage-of-sinbad-1973/#ixzz6vPw7RC5l

-7

Современные зрители об этих сказочных фильмах вспоминают довольно часто:

«Фильм запомнился навсегда, как воспоминание о детстве, как красивая и увлекательная сказка, которую и сейчас пересматриваю с огромным удовольствием! Спасибо создателям и исполнителям, что оставили после себя незабываемый след в мире кино!» (Зоркая).

-8

«Один из самых любимейших фильмов детства. Бегали на этот фильм несколько раз подряд. И всю жизнь мечтала увидеть его еще хотя бы раз. Как же я была счастлива (уже во взрослом возрасте!), приобретя кассету с фильмом. Все в этом фильме было потрясающе необычно» (О. Горячева).

«В детстве всю серию фильмов о Синдбаде смотрела с восторгом и некоторым "доброкачественным" киношным ужасом: циклоп, дракон, ожившая статуя с носа корабля и прочее пугали и завораживали, как положено. Тем не менее, пальму первенства по этой части отдам не "крупномасштабным" страшилкам, а маленькому отвратительному существу вроде гарпии, которое злой волшебник создавал с использованием собственной крови. Вот это, доложу вам, друзья мои, было очень страшно!» (Тея).

-9

«Для меня весь фильм страшный, до сих пор. И смотрю всегда с удовольствием. А тот "крысенок" с крыльями был отвратительный, особенно с открытым пищащим ртом» (Новикова).

«Да, монстры в обоих фильмах что надо! Еще помню, как всех зрителей гипнотизировала служанка принцессы, появившаяся из кувшина в образе женщины-змеи! Но в фильме есть и забавные моменты - например, напутствие Синдбада принцессе перед ее погружением в лампу: «Если что, зовите меня на помощь!» (Эфрата).

Александр Федоров, 2021