Признаться, ранее не была в музее И. Бродского, что на площади Искусств в Санкт-Петербурге. Проходила мимо 1000 и один раз, отворачивалась. Даже хорошие отзывы о музейной коллекции значимых для меня людей не останавливали. И все это неспроста.
Слава художника во времена моего детства все ещё была оглушительной: его картина «Ленин в Смольном» репродуцировалась миллионными копиями. А расстрел 26 бакинских комиссаров?!
Все. Достаточно, чтобы клише прочно забетонировало ростки моего интереса к этому мастеру.
А тут - такое открытие! Соблазнилась выставкой акварелей Кустодиева в стенах этого музея. Повстречала случайно (?) замечательного специалиста по Бродскому из музея Академии Художеств. Дама деликатно и тонко поведала о художнике, его коллекции и удивительном творчестве. Разбудило всё это интерес мой к личности этого человека.
Что же такое произошло, что изменило мое восприятие творчества Исаака Бродского? Белые пятна в судьбе человека? Да, есть такое... О трёх я вам расскажу.
И вот ещё казус: в музее в тот день сидела на скамейке пара растерянных молодых людей. Они думали, что пришли к Иосифу Бродскому... Правда, чуть позже они не разочаровались.
Вот. Ещё и не такое будет: эпоха клипового сознания продолжает победное шествие.
А мы пойдём другим путём:)
Знаете ли вы, что исследователи называли Бродского раннего, дореволюционного, основателем стиля Ажур в искусстве?
Если вглядеться в раннего художника, да... Воздух, дыхание, нега.
...Меня привлекают таланты. Но ещё больше в таланте меня интересует человек. Что там внутри: кто он, откуда, как пришёл к успеху?..
Исаак Израилевич Бродский. Родился в 1883 году в болгарском селе Софиевка Бердянского уезда Таврической губернии в еврейской семье очень приличного достатка: купцы второй гильдии, землевладельцы.
Учился и рос «в людях» в Одессе, в семье родственников с 6 лет. Рисовал крохой, просто так, за компанию с другими детьми.
Воспитатель оценил дарование ребёнка и посоветовал родителям серьезно обучать мальчика рисунку, живописи. Купцы второй гильдии не считали такое занятие подходящим для карьеры для своего сынули, но чадо своё любили и решились на отменных арт преподавателей. Платных, разумеется. Юный Исаак сопротивлялся: «Хватит мне и скрипочки!» Но кто ж его слушал? Стерпится - слюбится! Зрели в корень!
Итак, талантливый юноша из Одессы приезжает в Петербург в 1902 в Академию художеств со своими работами. Поступает без экзаменов (!) к самому Репину.
Учится успешно. Трудолюбив до чертиков! Побеждает на конкурсах, ездит в пенсионные поездки по Европам. Попутно сходится с какими-то буйными будущими революционерами. Живет на Капри у самого Горького. Чудеса!
Революция. Времечко... Исаак по рекомендации Горького представлен Луначарскому. Тот в свою очередь рекомендует его всем и вся. Даже допустить к Ленину и писать вождя с натуры. Это доверялось единицам!
Попутно пишутся портреты почти всех, кого мы знаем: Зиновьева, Ворошилова, Буденного, Сталина, Жданова, Тухачевского... Всех!
Исаак начинает успешную преподавательскую и коллекционную деятельность. Возглавляет даже Академию Художеств с 1934.
Личная коллекция баловня судьбы - более тысячи единиц первоклассного искусства. Собралась коллекция в основной в 20-х годах.
Это белое пятно - раз.
Откуда «дровишки»? Ответа у исследователей нет.
Документально подтверждено приобретение пары-тройки картин великих на развалах в Гостином дворе...
Доподлинно известно, что Исаак был если не нищ, то не богат, несмотря на бесспорный талант до революции. Так в 1915 он нашёл 20 франков на какой-то лестнице в Париже и приобрёл на эти деньги офорт Родена. Вкус был. Опять бесспорно. Но денег больших точно не было.
А что же так привалило в 1920-х? Откуда коллекционный шик и коллекционный бум? Не потому ли что в Петрограде идёт Красный террор? Не потому ли, что грабят квартиры и усадьбы «бывших»?..
Вот что приходит на ум, обозревая стены музея, увешанные буквально с пола до потолка шедеврами мирового уровня: Бродскому привозили картины на грузовиках (или подводами?), в квартиру-мастерскую на площади Искусств, полученную по ордеру от новой власти.
Или он сам приезжал в спецхранилища с мандатом самых-самых и делал отбор полотен на свой вкус?
Можно, конечно, утешаться, что гений спасал искусство от пролетария. Ведь картины висели в его доме даже в прихожей от пола до потолка, по свидетельству Корнея Чуковского.
Позднее, в 1930-х, художник делал щедрые дары своей малой Родине: в Бердянск, Запорожье. Там создавались музеи под ключ под «коллекции» мэтра: 200-300 работ из собрания И. Бродского дарились за раз. Среди перемещённых работ были и абсолютные шедевры, типа кисти Серова.
Дарил ли от щедрости души, или «товарищи» посоветовали?..
Белое пятно - два.
Личная жизнь. Люди Серебряного века часто имели сомнительные нравы. Любить их творчество - легко. Соглашаться с их моралью, часто более, чем мещанской+, трудно.
Исаак Бродский не был исключением.
Весной 1917 года его первая жена с двумя детьми уехали из Петербурга-Петрограда в тепло и на прокорм на юг Малороссии. И с концами...
Да, события тех лет не дай Бог повторить кому-либо в реальности. Но...
У Исаака появляется в это время вторая жена, дочь его учителя по Академии - Мясоедова.
Живут люди, наслаждаются жизнью.
А где-то, говорят, в Крыму жива его первая жена, подрастают дети. Слухи доходят от верных людей и до Исаака.
Шли 20-е, эпоха НЭПа. «Лишние бывшие» люди совсем покинули уже Крым, разбрелись по Турциям и Балканам... А кто-то ещё перебивался кое-как на родной земле...
Близкий родственник Исаака был снабжён всеми необходимыми бумагами (помните, чьи портреты писались Бродским с натуры?)и деньгами и отправлен на поиски первой семьи в Крым. Сам Исаак почему-то не поехал. Был занят. Был категорически востребован. Совсем не мог... По воспоминанию Корнея Чуковского, целые артели копиистов в то время работали на Бродского: 59-я трехметровая картина Расстрела 26-Ти бакинских комиссаров подрихтовывалась автором, подписывалась и отправлялась на веси Новой страны. Искусство шагало в массы. Конечно, не мог поехать сам.
Итак, родственник нашёл таки семью Исаака. Намучившаяся первая жена приняла жанр «высоких отношений», была поставлена на полное довольствие, дети обласканы. Детям даже разрешалось оставаться ночевать в мастерской на площади Искусств.
По воспоминаниям, первая жена не имела претензий к бывшему мужу. Вторая тоже. Высокие отношения. Тут иронизируй или не иронизируй, но факт!
Белое пятно - три. Смерть художника.
В возрасте 55 лет в 1939 году обласканный властью и пролетариями художник умер.
Я перечитала все доступные ссылки в интернете: умер; умер; умер после тяжёлой болезни...
Все. Ни слова больше.
А сам ли умер? Он ведь был знаком со все Коминтерном. А Коминтерна-то к тому времени почти не осталось...
И все же где-то нашлась ссылка на заключение врача о некоей хронической болезни. Запись была сделана лет пять до смерти художника. Так что все возможно, хоть и не доказано достоверно.
Так или иначе. Но сын Бродского от первого брака в 1949 году открывает мемориальный музей-квартиру отца по историческому адресу его квартиры-мастерской на площади Искусств.
Жданов помог?..
...И сегодня поредевшие шедевры автора и картины из коллекции поражают редких гостей. От пола до потолка. Головин, Малявин, Репин, Серов, Кустодиев...
Да... И так бывает. Жизнь.
©️ 2021 Мила Тонбо
Избранные материалы автора о насельниках блистательного Серебряного века в подборке «Серебряный век. Отражения»