Найти тему

Как научить школьников писать связный текст?

Все учителя обществознания понимают, что многие задания итоговой аттестации, как ОГЭ, так и ЕГЭ, базируются на умении логично и связно излагать свои мысли. Многие методисты отмечают, что без умения пересказывать, строить устный ответ на вопрос, дискутировать не будет стройной письменной речи.

Есть два подхода, которые так или иначе ведут к умению писать связный текст. Я опишу их оба, но сразу оговорюсь, что являюсь сторонницей первого, который предполагает сначала работу с готовым текстом, но так как учащихся ждет ВПР, а в нем, как вы знаете, есть задания, связанные с написанием текста, то нужно работать и в этом направлении.

Так, в 6 классе формирование умения начинается с чтения и пересказа авторского текста, возможно, текста учебника. Учащиеся должны увидеть (с помощью учителя на данном этапе) тезис - аргументы - примеры, при этом, они уже должны иметь представление о различиях данный понятий. Это нужно для того, чтобы школьники увидели ход рассуждений автора, логику построения текста и усвоили этот алгоритм. Данная работа длительная, осуществляется на протяжении всего шестого класса, а при необходимости переходит и в седьмой класс. Периодически можно проводить проверку формирования умения при помощи написания изложения по прочитанному тексту. Здесь нет ограничений по времени или возможности смотреть в текст, главное ограничить количество предложений, чтобы учащиеся выделили и записали только главное.

Ну, а примером создания собственного текста здесь служат задания ВПР

Задание из демоверсии ВПР за 2021год
Задание из демоверсии ВПР за 2021год
-3

В седьмом классе упор делаем на формирование умения связно формулировать собственное мнение и встраивать в авторский текст аргумент и вытекающий из него пример. Чтобы было нагляднее привожу скриншот из демоверсии ВПР 2021года

Пример заданий по созданию собственного текста в 7 классе
Пример заданий по созданию собственного текста в 7 классе
-5

В восьмом классе фокус внимания учителя смещается на формирование умения логично, стройно излагать мысль. Здесь важно показать особенность формулирования причинно-следственных связей, вытекающих из смысла цитаты, сделать акцент на связи частей текста. Вот такое задание есть в ВПР 8 класса от 2021года

-6

-7

Таким образом, в девятом классе мы выходим на формирование необходимого умения - писать связный текст. Для ОГЭ в 9 классе не требуется написания сочинения, но там имеются задания второй части, которые так или иначе проверяют данное умение.

Например, задания 21-24, помимо смыслового чтения, предполагают умение составлять текст

-8

В отдельной статье я расскажу об умении писать связный текст в старшей школе

На этом все! Удачи в работе!