Найти тему

Развитие ребенка от трёх лет до шести. 5 основных принципов здоровой личности

Оглавление

Здравствуй, читатель, я педагог-психолог. Если вы хотите развивать своего ребенка, на моем канале вы найдете для этого множество игр и советов, поэтому стоит ПОДПИСАТЬСЯ на мой канал:)

Я продолжаю цикл статей на тему развития ребенка. И рассматриваю данный процесс не с точки зрения норм речевого, двигательного или познавательного развития, а с точки зрения эмоциональной стабильности и созревания психики. Если вы пропустили первую и вторую статьи, то ссылку на них вы можете увидеть в конце.

Для того чтобы правильно рассмотреть процесс развития ребенка в данном возрасте необходимо понять процессы, которые происходят в его психике в данный период.

3 года - индивидуация

В этот период малыш кардинально меняет свое восприятие, как самого себя так и самого важного объекта в своей жизни - мамы. Если до этого периода мама выступала как функциональный объект (покормит, пожалеет, уложит спать, защитит). А вот, примерно с возраста трёх лет, малыш начинает осознавать, что он сам - личность, и, мама уже не выступает тем, кто просто удовлетворяет потребности, а так же становится личностью.

И вот тут-то и наступает кризис трех лет. Ребенок открывает перед собой свои собственные возможности, образ себя и мамы меняется, но что с этим делать, он пока не знает. Поэтому данный период часто сопровождается капризами и истериками.

Первый и самый важный принцип в этот момент- это ЗДОРОВЫЙ ПОЗИТИВ. Когда мама помогает ребенку понять, что мир не так страшен, что все неудачи преодолимы, что любовь может выражаться не только в объятиях и поцелуях. Что можно получать удовольствие от простых вещей, а не только от удовлетворения сиюминутных потребностей.

При этом вот эта тревожность, которая сопровождает кризис трех лет - неплохо! Наоборот, такое состояние мотивирует ребенка на развитие. Вы можете заметить, что в этот период у малыша появляются новые увлечения и интересы, которые помогают ему обогащать свою личность.

Второй принцип - помочь ребенку осознать КТО ОН? Любая личность состоит из трех аспектов:

  • биологический - то с чем ребенок родился ( внешность, генетика)
  • социальный - то, что окружает ребенка (семья, друзья и т.д)
  • психологический - это воспитание.

В три года преобладает биологический аспект, и как раз в этот период стоит рассказывать, что малыш может, а над чем еще стоит потрудиться. Так же стоит ребенку задавать как можно больше вопросов - это будет его побуждать изучать мир и окружающих людей.

Не стоит осуждать или смеяться над ответами ребенка, наоборот, помогите ребенку понять, что все достижимо при большом желании и упорном труде, а если совсем не достижимо, то есть и другие варианты для реализации собственных желаний.

После прохождения индивидуации у ребенка формируется понятие о поле. Своем и противоположном. В данной ситуации родители проявляют себя как пример. При этом родитель одного пола с ребенком выступает как идеальный образец для подражания. Ребенок будет стараться копировать поведение этого родителя и всячески пытаться получить его одобрение.

А родитель противоположного пола будет выступать в качестве оценщика. Например, мальчик берет пример со своего отца, и, если за это поведение ребенок получает одобрение со стороны матери, то данное поведение будет закрепляться. Если же мальчик не получит одобрения матери, то данное поведение будет отвергаться, при этом мальчик подсознательно будет отдаляться от отца.

В данный период хорошо закрепляются понятия "хорошо-плохо". И это третий принцип - ПОКАЗАТЬ МИР. Необходимо сформировать у ребенка наиболее реальные понятия об окружающем мире. И именно это поможет заполнить социальный аспект личности, о котором я говорила выше.

-2

Так же, после индивидуации и осознания своего пола, меняется формат любви к родителям. Первая любовь - это именно любовь к родителям. Эта любовь может являться ниточками воздействия родителя на ребенка. Велик соблазн применять силу в качестве воздействия и получения необходимого поведения. А когда малыш все равно продолжает вас любить, тогда кажется руки совсем развязаны. И из этого вытекает четвертый принцип - никакого насилия (физического и психологического).

Если на любовь ребенка отвечать насилием, то в будущем у него не будет иного сценария, кроме как интерпретировать насилие как любовь. И это из печальной серии "бьет - значит любит"!

И последний, но не менее важный принцип - дисциплина и правила. При этом, при установке правил, мы говорим лишь о действиях, но не оцениваем самого ребенка: плохо, что ты разбросал игрушки (ты неряха).

Запреты - это отдельный пункт. Многие считают, что запреты не нужны при воспитании, и, можно только ласковым словом решить любые проблемы. Однако именно запреты помогают ребенку выстроить правильные границы взаимодействия с окружающим миром.

Также запреты помогают ребенку научиться планировать и прокладывать путь к достижению определенных целей, т.е. ребенок учится осознавать, что его определенные действия ведут к определенным последствиям, который несут либо позитивную эмоцию, либо отрицательную.

Когда ваш ребенок взрослеет, эмоциональные связи между вами слабеют, чем дальше, тем меньше рычагов влияния вы будете иметь на своего ребенка.

Главная задача воспитания состоит в том, что при появлении выбора ребенок должен УМЕТЬ принять то решение, которое благотворно будет на него влиять. Если же в детском возрасте ребенка не научить этому, велик шанс того, что он все чаще будет ошибаться и все реже принимать верные решения.

Спасибо, что дочитали! Делитесь своим мнением в комментариях.

Стати на тему развития ребенка: Развитие ребенка от 0 до года

Развитие ребенка от 1 года до 3-х лет. Первая стадия сепарации (отделение ребенка от матери)

Формирование способности к обучению в возрасте от 3-х до 5-ти лет.