Найти тему
Блог студии Снегири

Что помогает выйти из творческого кризиса?

Оглавление

С творческим кризисом сталкиваются многие, кто работает в профессиях, связанных с производством идей и развитием их в истории, смыслы. О том, каким бывает творческий кризис и как с ним бороться, и поговорим.

Причины творческого кризиса

Иногда творческий кризис возникает из-за внутреннего или внешнего давления: ощущение юношеского максимализма, сжатые сроки, конкурс, все это влияет на психологическое состояние человека.

Вы хотите сделать лучше, чем есть, но не понимаете как это сделать, поэтому просто начинаете тонуть.

Опытные сценаристы испытывают страх быть "сбитым летчиком". Они считают, надо делать либо хорошо, либо не делать вообще. Но достаточно почитать, что говорят коллеги по цеху, почитать их интервью, чтобы понять, что этот страх не сделает вас лучше как сценариста. Так, Дэвид Линч пишет в своей книге "Поймать большую рыбу" :

В некотором смысле опыт позволяет вам не изобретать велосипед при съемке нового фильма. Вы знакомы с ловлей идей и перевода их на язык кино. Вы понимаете, как работать с инструментами и освещением. Вы знаете весь процесс, вы его уже проходили.
Но есть и сложности. Ваш новый фильм воспринимается в разрезе того, что вы уже сде- лали. Его будут судить, базируясь на ваших предыдущих работах. И если последняя была оше- ломительным успехом, вы почувствуете, что падение неизбежно.
Однако если вы закончили где-то внизу, как я со своей «Дюной», у вас не будет страха, больше падать некуда. Вы можете испытать эйфорию человека, которому нечего терять.
Вам придется научиться искать баланс успехов и поражений. Успех может быть столь же убийственен, как и неудача. Для поиска баланса вы должны выйти на уровень единого поля. Оно ваш друг. Вы не сможете притвориться, вы либо в нем, либо нет. А когда вы наконец до него доберетесь, неудач больше не будет.

То же самое и у новичков. Они еще чаще сталкиваются со страхом провалиться, ведь для них это может означать потерю надежды, мечты стать сценаристом. Новичок думает, что если сейчас плохо напишет сценарий, значит, это просто не его. Но на начальном этапе слишком сложно понять твое это или нет.

Часто именно синдром отличника является предпосылкой к возникновению состояния творческого кризиса. Следствием же становится прокрастинация, невозможность и нежелание работать из-за страха сделать неидеально, ступор.

Области тьмы ( 2011)
Области тьмы ( 2011)

Как бороться с синдромом отличника?

  • Первый драфт

80% сценария - это его переписывание, так что ваш драфт не должен выглядеть как идеальная, наикрутейшая история. То, что вы видите на экране, чем восхищаетесь - это результат бесконечного переписывания первого драфта самим автором, редактором и, возможно, креативным продюсером.

  • Дедлайны

Если у вас есть конкретный дедлайн, и соблюсти его важно не просто для себя, а для кого-то другого или для проекта, вы в любом случае работу допишите и сдадите сценарий, перестанете прокрастинировать, даже если не будете до конца им довольны.

Дедлайны помогают держать себя в руках и мотивируют.  Если вы работаете сейчас самостоятельно, договоритесь с кем-то из знакомых, чтобы человек проверил вашу работу, обсудите срок и ставку, то есть что вы получите, сдав работу в срок. Идеальная ставка - деньги или что-то иное, что очень сильно вас мотивирует.

  • Обсуждение

Важный принцип, которого боятся авторы - постоянно обсуждать свои идеи. Некоторые на это не решаются, потому что не уверены в себе или думают, что идею украдут.

Но проговаривать идеи вслух, делиться ими важно. Дело в том, что когда вы вслух начинаете что-то рассказывать, в процессе рассказа вы будете переформулировать и перепридумывать свою идею.  И, скорее всего,  на ходу вы придумаете какие-то новые интересные решения.

Тем более, по реакции человека вы сможете понять, хорошая или плохая у вас идея, что в ней поменять, а что оставить. Да и у слушателя могут появиться оригинальные дополнения, или он расскажет свой случай из жизни на эту тему, что натолкнет вас на что-то, до чего вы не дошли бы самостоятельно.

  • Единомышленники

Чтобы выйти из творческого кризиса, важно находиться в кругу единомышленников. Старайтесь хотя бы онлайн попадать в сообщества сценаристов, важно обсуждать то, с чем вы сталкиваетесь. Ощущение себя, как части чего-то тоже очень помогает, ведь проблемы у всех схожие и преодолевать их вместе с кем-то гораздо продуктивнее. Так же и вы можете кому-то помочь преодолеть затык, с которым сталкивались сами.

  • Регулярное письмо

Как известно, единственный способ научиться писать - все время писать. Это поможет вам в том числе избавиться от синдрома отличника. Составьте график и выделите конкретное время, когда вы будете писать. Это может быть каждый день утром или в электричке по пути на работу, каждое воскресенье, или три раза в неделю перед тренировкой. Как угодно, но важно писать регулярно.

Дело в том, что мозг не любит новые незнакомые проблемы, он всегда старается экономить силы и энергию на случай экстренной ситуации. А если вы приучите себя писать в определенное время или в определенном месте, ему будет легче. Причем, пока тренируете мозг, пишите вообще что угодно, пока письмо не станет для вас полуавтоматическим действием. Тогда, при написании сценария, будет гораздо легче, так как от принятия решения что-то написать вы свой мозг уже освободите.

День сурка ( 1993 )
День сурка ( 1993 )

Как бороться с прокрастинацией?

Прокрастинация - распространенное явление и часто ее вызывает именно творческий кризис.

  1. Если не пишется - пишите о том, что не пишется, описывайте комнату в которой находитесь, да что угодно. Полезное упражнение писать все, что есть в голове. Так вы вырабатываете привычку и освобождаете голову.
  2. Не надо закрываться, стремитесь к новым эмоциям и впечатлениям. Не ходите в одно и то же место, а идите в новое, меняйте маршруты. Если делаете что-то привычное, выбирайте новые способы. Не замыкайтесь на том, что вам нравится. Выбирая неординарные способы решения проблем вы заставляете свой мозг работать активнее, а значит, выходить из кризисных точек.
  3. Не пытайтесь найти одну идею. Напишите десять, двадцать, а уже из них выбирайте. Когда вы настраиваете мозг на генерацию разнообразия идей, ему проще.
  4. Поставьте себе задачу делать один прорыв в месяц. Например, вы 3 недели работаете в обычном темпе, а потом неделю в темпе 3х недель. Это и так происходит когда  у вас горят сроки, поэтому заодно подготовит вас к любому выходу из зоны комфорта.
  5. Не обязательно писать сценарий в хронологическом порядке, особенно если вы чувствуете, что в самом начале у вас происходит затык. Тем более экспозиция - это довольно стратегическая работа, которая не так динамична. Иногда, если вы знаете о чем ваша история, к чему она придет, и вы уже накидали план, то можно начать с кульминации - в ней выше темп и больше событий.
  6. Делайте  списки, что может произойти в каждой точке решения. При ступоре у вас уже будут готовые варианты,  останется только оттолкнуться от них.
  7. Можно попробовать задать себе настроение саундтреком - один трек под антагониста, другой для драматической темы и так далее. Музыка может помочь поймать настроение и настроиться на нужный лад.
  8. Как только вы закончили писать акт или сцену, сразу набросайте начало того, что идет следующим. Это поможет вам начать писать на следующий день, так как уже будет от чего отталкиваться и что развивать. Ведь больше всего времени уходит на то, чтобы разогнать рабочий ритм в самом начале.
  9. Попытайтесь представить, что вам о ситуации рассказывает кто-то со стороны. Так можно найти новые подходы к своему проекту.
Во все тяжкие ( 2008 - 2013)
Во все тяжкие ( 2008 - 2013)

Творческий кризис, как и любой другой ступор, можно побороть, научившись обманывать свой мозг или же ставить ему новые задачи, путем поиска новых подходов к работе. Не теряйте время когда у вас есть силы на работу, и подготавливайте почву для тех дней, когда энергии будет мало.

Больше материалов:

Конспект книги Джулии Кэмерон "Путь художника" >>>>>

Кино без бюджета: Роберт Родригес о фильмопроизводстве >>>>>

Как продать свой сценарий >>>>>

Бесплатный вводный курс для сценаристов >>>>>

Материал студии Снегири.