Приветствую вас друзья! Когда читаешь мемуары немецких военных деятелей и многих современных "историков", то может создаться впечатление, что войну СССР выиграл исключительно за счет численного превосходства своей армии, не считаясь с потерями в живой силе и технике. Однако это далеко не так.
Прежде всего необходимое вступление. После отражения немецкого наступления на Курской дуге, советские войска перешли в контрнаступление. Первыми запланированную операцию (кодовое наименование "Кутузов") начали войска Западного и Брянского фронтов. 12 июля 1943 года они перешли в наступление на орловском направлении и в течение 2 дней прорвали тактическую зону обороны противника. 15 июля в контрнаступление перешел и Центральный фронт, который к 18 июля уже вышел на позиции занимаемые до начала немецкого наступления, а на следующий день продолжил наступать в направлении г. Кромы.
На Орловском направлении нашим войскам противостояли 9-я полевая и 2-я танковая армии группы армий "Центр". Они имели в своем составе более 30 дивизий (в т.ч. 8 танковых и 2 моторизованные). Немецкие войска располагались на заранее подготовленных позициях. Глубина главной оборонительной линии составляла порядка 5-7 километров. Крупные населенные пункты, такие как Орел, Мценск, Болхов, Медынцево, Карачев, были основательно укреплены и подготовлены к круговой обороне.
К 30 июля 1943 года линия фронта проходила по линии Думиничи-Хвастовичи-Ильинское и далее на Болхов, затем восточнее Орла и на Кромы. Наибольшего продвижения добилась 11-я гвардейская армия генерал-лейтенанта И.Х. Баграмяна, буквально нависая над тылами орловской группировки немцев. Целью ее наступления был Карачев. Этот город являлся важным опорным пунктом немцев и его взятие угрожало жизненно важной для них железнодорожной линии Орел-Брянск. Для прорыва на Карачев ещё 20 июля было принято решение сформировать оперативную группу в составе 2-го гвардейского кавалерийский корпуса, 1-го танкового и 16-го гвардейского стрелкового корпусов. Командование группой было поручено командиру 2-го гв. кав. корпуса генерал-лейтенанту В.В. Крюкову. Однако в силу ряда причин сосредоточение всех частей группы было закончено только к утру 27 июля.
За это время противник успел предпринять контрмеры. Немцы перебрасывали в этот район все части и подразделения, которые удалось собрать в тылу, включая охранные, саперные и транспортные роты. В конце июля 1943 года в леса под Карачевым из группы армий "Юг" была переброшена панцер-гренадерская дивизия «Великая Германия» под командованием генерал-лейтенанта Вальтера Хернлейна - одно из элитных соединений вермахта. В состав танкового полка «Великой Германии» включили и 51-й танковый батальон, который 18 июля в Брянске получил 96 новейших танков "Пантера". Кроме того составе дивизии имелось 84 средних танка Pz.IV, 15 тяжелых танков "Тигр" и 35 штурмовых орудий StuGIII. В оперативное подчинение Хернляйна также был переданы ряд других частей: 45-й охранный полк, добровольческий кавалерийский полк «Центр», танковый батальон, 2 разведывательных батальона из состава 4-й и 9-й танковых дивизий, 2 пехотных батальона и саперная рота из состава 707-й охранной пехотной дивизии, а также саперный и егерский батальоны. Ещё чуть позднее группировку немцев усилили один гренадерский и один панцергренадерский полки.
25 июля 1943 года дивизия "Великая Германия", сразу же после выгрузки из эшелонов, атаковала наступающие части Красной армии северо-восточнее Карачева. В ходе длившихся неделю ожесточенных боев в районе населенных пунктов Алисово-Прогресс-Изморознь, немцам удалось, замедлить наступление наших войск, а затем и заставить перейти к обороне. Потери противник также понес не малые. К вечеру 2 августа у "Великой Германии" в строю оставалось только 26 боеготовых Pz.IV и пять "Тигров". Количество исправных "Пантер" и "штугов" точно не известно, но первых в строю было не менее 20 машин. Несмотря на это дивизия "Великая Германия" всё ещё представляла серьезную угрозу для советских частей. На 3 августа германское командование запланировало нанести мощный удар по советским войскам на северо- востоке от Карачева с целью отбросить их на северо в леса и болота за деревней Жудре и обезопасить свои коммуникации. Главная роль в нем отводилась танкам "Великой Германии".
В районе деревень Алисово и Жудре, держали оборону 16-й стрелковый корпус и части 1-го танкового корпуса. Эти соединения были сильно потрепаны в предыдущих боях. В 1-м танковом корпусе ещё по состоянию на 25 июля было всего 25 Т-34, 10 Т-70, 6 Т-60, 6 самоходок СУ-122 и одну СУ-76. Самоходки входили в состав 1437-го самоходно-артиллерийского полка. Им и предстояло сыграть одну из ключевых ролей в предстоящем бою.
Предугадывая действия немцев, советские войска стали готовится к отражению атак противника. Поскольку неприятель имел серьезное превосходство в силах и, особенно, в бронетехнике, было решено организовать танковые засады силами 1-го танкового корпуса. Для этого в ночь на 3 августа все шесть СУ-122 были выдвинуты на заранее подготовленные позиции в 1 км южнее д. Жудре. Кроме основной для каждой нашей САУ были подготовлены запасные огневые позиции. Все они были оборудованы окопами и тщательно замаскированы. В промежутках между позициями САУ были оборудованы окопы для стрелков и автоматчиков. Заблаговременно были подготовлены данные для стрельбы: определены ориентиры, назначены рубежи открытия огня и сектора обстрела для каждой машины. Для наблюдения за действиями противника были развернуты два наблюдательных пункта: основной на окраине деревни и передовой - перед позициями самоходок. Также было организовано взаимодействие с танками, а также с пехотой и артиллерией 11-й гвардейской стрелковой дивизии.
В это же время танки 1-го танкового корпуса заняли позиции в лесу расположенном в полу километре западнее Алисово. На подступах к советским позициям были скрытно установлены минные поля.
3 августа после часовой авиационной и артиллерийской подготовки в 10.00 началась немецкая атака. Противник действовал двумя боевыми группами общей численностью до 2 полков пехоты (панцер-гренадерский полк дивизии «Великая Германия» и 256-й гренадерский полк из состава 112-й пд), которые поддерживали около 80 танков и штурмовых орудий. Одна более многочисленная группа наступала на Алисово из района колхоза Прогресс, другая из деревни Изморознь.
Уже в самом начале боя немецкие танки начали подрываться на наших минах. Затем наступавшая со стороны Прогресса группа немецких танков попала под огонь замаскированных в лесу танков 89-й танковой бригады. Советские танкисты смогли подбить четыре немецких танка, включая один из "Тигров". Группа наступавшая со стороны Изморозни была "прорежена" артиллерией 16-го стрелкового корпуса.
Немцы вынуждены были отойти чтобы перегруппироваться. После чего продолжили атаки. К 16.00 им удалось прорвать оборону частей 11-й гвардейской стрелковой дивизии, занимавшую позиции южнее Алисово. Её 33-й гвардейский стрелковый полк оказался в окружении, но продолжая сражаться, не позволил немцам занять деревню. В ночь на 4 августа полк по приказу командира дивизии генерала-майора А.И. Максимова с боем вышел из окружения и присоединился к остальным её частям.
Однако противник вышел на подступы к Жудре. Собрав бронированный кулак из примерно сорока машин, половину из которых составляли "Пантеры" немцы развивали наступление на Жудре. Вскоре в район засады организованной 1437-м САП вышла группа из 15 немецких танков. Как только противник подошел на дистанцию 400-500 метров по сигналу командира полка был открыт одновременный огонь всеми САУ и расположенными в засаде танками. Первый же залп вывел из строя 12 немецких машин. Гитлеровцы не ожидали такого "приема". Оставшиеся на ходу танки, отстреливаясь, стали отходить, прикрываясь дымом от своих горящих собратьев. В этой фазе боя ответным огнем немцев были повреждены три наших самоходки.
Противник прекратил дальнейшие атаки на данном направлении. По советским данным, потери немцев составили до батальона пехоты, 43 танка, 10 САУ и 2 бронемашины. Уже 4 августа, изрядно потрепанная, дивизия "Великая Германия" была выведена из зоны боевых действий в районе Карачева и после пополнения переброшена в Ахтырку.
Советский 1-й танковый корпус после боя так же получил пополнение и продолжил участвовать в наступлении. 15 августа 1943 года он вместе с другими частями 11-й гвардейской армии освободил Карачев. 18 августа вышел к оборонительному рубежу "Хаген" расположенному восточнее Брянска, где окопались выбитые с орловского выступа части 9-й немецкой армии.
В боях под Алисово и Жудре советские войска проявили настоящее мастерство, разгромив существенно превосходящего по силам противника. Умело используя тактику танковых засад и минирования танкоопасных направлений, грамотно организовав использование артиллерии, и взаимодействие между родами войск удалось нанести поражение одной из элитных частей вермахта - моторизованной дивизии "Великая Германия".
Источники: П. Букейханов "Курская битва. Наступление. Операция «Кутузов». Операция «Полководец Румянцев». Июль-август 1943", А.Исаев "Освобождение 1943. "От Курска и Орла война нас довела...", А. Исаев "Курская битва. Все о сражении решившем судьбу Второй мировой", Чубачин А. "Самоходная установка СУ-122", М. Коломиец "Пантеры в Курской битве", А. Томзов"В тени великих битв. Август 43-го, избиение «Пантер» у деревни Жудре"/Статья на сайте WoT
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх , оставляйте комментарии - это поможет развитию канала! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!