"Французское кино, наверное, может без меня обойтись, но я без него - не могу". В ней не было звездности ни на грош. Но ее дерзкая и неочевидная красота, хриплый голос и подчеркнутая простота стиля стали символом французского кино второй половины двадцатого века.
Она всегда считала себя оптимисткой и приучила видеть других в ней уверенную и сильную женщину. Может поэтому во Франции никто не замечал, что в последние годы жизнь Анни Жирардо постепенно превращалась в кошмар.
Анни Жирардо родилась в Париже 25 октября 1931 года. Самыми яркими воспоминаниями военного детства Анни - не полуголодное существование и не страх (отчаянная девочка ничего не боялась), а ночные звонки. Мать Анни была акушеркой и ее вызывали к очередной роженице и маленькая дочь оставалась одна до утра... Девочка росла без отца. В детстве Анни мечтала стать акушеркой и представляла, что она, как мать, будет брать телефонную трубку и строгим голосом спрашивать: "Схватки уже начались? Регулярные? Воды отошли? Выезжаю!"
После колледжа Анни поступила в школу медсестер. Она из упрямства носила белый халат, но уже стала мечтать о сцене. Мать сказала ей: "Попробуй. Почувствуешь себя плохой актрисой - вернешься в клинику. Во всяком случае, акушерка из тебя получится хорошая!"
Экзаменаторам в Театральной академии она показалась забавной и была принята на учебу. Серьезная семнадцатилетняя барышня с длинными каштановыми волосами и изумительной фигуркой делала свои первые шаги на ученической сцене, а вечерами пела в кабаре.
В ту пору ей было не до романов, а после окончания учебы ее приняли в "Комеди Франсез". Попасть в этот театр для французского актера - все равно что достать рукой до звезд: стабильная карьера, высокое положение в обществе и материальное благополучие были гарантированы.
В самом знаменитом французском театре Жирардо проработала три года и ушла. Ей хотелось рисковать, пробовать себя в различных амплуа и работать в кино. Она уже знала, как это увлекательно, потому что снялась в кино. В 1956 году великий Жан Кокто предложил Анни главную роль в своей пьесе "Пишущая машинка", разглядев в начинающей актрисе недюжинное драматическое дарование.
Жан Кокто также стал и автором имиджа актрисы, посоветовав ей остричь прекрасные каштановые волосы и сделать стрижку "под мальчика". Дебют прошел с огромным успехом, журнал "Пари-Мач" посвятил Жирардо целый разворот, а Жан Кокто во всеуслышание объявил молодую актрису "Самым красивым драматическим темпераментом послевоенных лет".
Юная Анни почувствовала себя вырвавшейся на волю из золотой клетки и очертя голову бросилась и в работу и в любовь. Она отчаянно мечтала встретить настоящего единственного мужчину, способного заботиться, любить, защищать, успокоить и рассмешить. Может быть потому что никогда не видела своего отца?
Все кавалеры Анни выглядели по сравнению с ней слабаками - она принимала решения, подчиняла их ритму своей жизни. А кавалеров у любвеобильной девушки было предостаточно, пока она, как ей показалось, не встретила того единственного. Известный сценарист Норбер Карбонно стал ее женихом, они даже обручились.
Но в один прекрасный день великий Лукино Висконти позвал Анни на главную женскую роль в картине "Рокко и его братья" и она отправилась а Италию, как выяснилось, навстречу своей судьбе.
Январь 1960 года. Жирардо прилетела в Рим холодным пасмурным днем.
Ей показалось, что никто в группе не рад ее приезду. Молодой красавчик Ален Делон выглядел капризным и самовлюбленным, а итальянец Ренато Сальваторе, сыгравший у себя на родине добрый десяток ролей работяг-симпатяг, был мрачен, походил на медведя и даже немного ее испугал.
Ренато был совершенно непохож на ее французских томных воздыхателей. Азартный, мужественный, рисковый, в нем напрочь отсутствовал инстинкт самосохранения. Про таких говорят: "До старости точно не доживет!" Анни чуть ли не ежедневно звонила в Париж Норберу и говорила, что ей его не хватает и она скучает по нему.
Со дня ее приезда прошло около двух месяцев, когда Ренато пригласил Анни поехать вместе в Милан. Он предложил посмотреть на город с крыши знаменитого собора - здесь Висконти снимал сцену объяснения главных героев - Нади и Рокко.
Милан встретил ярким солнцем. Ренато чувствовал здесь себя как рыба в воде, он знал каждую улочку, каждое кафе.
Целый весенний мартовский день они гуляли по городу, смеялись. обедали, а к вечеру держались за руки, как влюбленные.
Ренато почувствовал себя с Анни свободно - с ней можно говорить о чем угодно, для нее нет запретных тем... И в тоже время заметил, какая опасность таится в ее огромных глазах, в этом дерзком взгляде снизу вверх.
В кафе на маленькой площади, где они обедали, Ренато выбирал еду и вино не спрашивая Анни, считая что ей должно нравиться то же, что и ему.
Увидев, как крепкие парни у табачного магазина колотят тщедушного воришку, Ренато не раздумывая бросился в самую гущу драки и принялся молотить кулаками, мастерски отбивая удары, до тех пор пока мальчишка, улучив момент, не вырвался на свободу.
Возвратясь к Анни Ренато гордо продемонстрировал разорванную в нескольких местах куртку и отсутствие малейших царапин. Странно, но Анни все это понравилось. Она влюбилась... Первую совместную ночь они провели вместе в отеле, причем она сама это предложила. Такого мужчину она ждала всю жизнь, так зачем играть в неприступность?
Заметив их роман, журналисты задавали вопросы Ренато, на которые он отвечал: "Если Анни согласится, я тут же женюсь на ней!" Во время съемок режиссер чуть с ума не сошел, так как влюбленная парочка постоянно куда-то исчезала, не доиграв сцену.
Ренато нравилось в Анни все - пренебрежение к дорогой одежде, небрежность прически, насмешливый и дерзкий взгляд, минимум макияжа, естественность, решительность.
Она совсем не из жеманных кривляк, которые томным голосом сто раз скажут "нет". Единственная ее слабость - красивое и дорогое белье.
Спустя тридцать лет, снимаясь у российского режиссера Валерия Ахадова в фильме "Руфь" Анни откажется надеть полагающийся ее героине советский хлопчатобумажный бюстгальтер образца 50-х годов: "Уж лучше я буду сниматься без него, чем в этом парашюте!"
Также, как и Ренато Анни обожает животных - она может подолгу общаться с бродячей собакой или кошкой.
Ренато уже представил ее хозяйкой своего большого дома, где будет много детей, собак, где всегда будет шумно, где за большим столом найдется место гостям и родственникам.
Когда Анни сказала Ренато, что беременна, он был абсолютно счастлив - теперь она уж точно ему не откажет. И вскоре Анни переехала в его дом в Форте де Марми в качестве официальной синьоры Сальваторе.
Небывалый успех фильма "Рокко и его братья", его триумфальное шествие по миру - все это было для них отодвинуто на второй план их любовью.
Несмотря на беременность, Анни прекрасно себя чувствовала, ездила верхом на лошади, осваивала с Ренато крутые спуски на горных лыжах и вела активный образ жизни. Другие лыжники кричали Анни, показывая на Ренато: "Посмотри, этот идиот сломает себе шею!"
А Ренато потом прижимал к себе Анни, нежно целовал и говорил: "Такие вещи мне помогают почувствовать себя живым!" Эту фразу Анни вспоминала всякий раз, когда Ренато садился за руль. Гонял он, как прирожденный гонщик.
Любимым партнером Ренато по преферансу был Адриано Челентано, так же способный сидеть за карточным столом сутки напролет. Анни не любила играть, но всю ночь ей приходилось сновать между кухней и гостиной с бутербродами, жареной картошкой и новыми бутылками вина.
В это время Анни превращается в настоящую итальянку - ходит на рынок с большой холщовой сумкой, азартно торгуется, совершенствует итальянский, осваивает пасту и лазанью, печет каноли. В 1962 году у них родилась дочь Джулия.
Первые три года жизни Джулии были самым счастливым временем их брака. Анни много снимается у итальянских режиссеров - неважно, в каких картинах, главное - быть рядом с Ренато и Джулией.
Если она несколько часов не видела Ренато, то ее сердце заходилось в тревоге за него: он такой горячий, порывистый, упрямый, он обожает риск и опасность и словно создает их для себя сам!
Столь неистовый темперамент Сальваторе проявлял в любви. Стоило им прикоснуться друг к другу - искры летели! Они наслаждались молодостью, здоровьем, беззаботностью, носились по дому, роняя стулья, хохоча и бесконечно веселясь.
Со временем их страсть не угасала, а только становилась жарче. Ренато оказался не только страстным любовником, но и заботливым мужем и нежным отцом. Правда, заботу он понимал по-своему.
Анни согласилась на предложение итальянского режиссера Марко Феррери сняться в его картине и вскоре пожалела об этом.
Они не могли с Марко найти общего языка, каждый съемочный день заканчивался скандалом. Однажды, увидев вернувшуюся домой плачущую Анни, Ренато стал быстро одеваться.
Анни пыталась остановить, но Ренато сказал: "Никто не имеет права кричать на мою жену! Я просто набью морду этому подонку!"
С большим трудом ей удалось уговорить Сальваторе не делать глупостей.
Если бы это было возможно, то Анни осталась бы в Форте деи Марли навседа. Но она начала тосковать по работе, ей хотелось сниматься в хорошем кино. И ( в этом она себе не хотела признаться) ей хотелось немного отдохнуть от Ренато.
Последнее время, ужиная с друзьями, он все чаще "перебирает" виски и анисового пастиса. За свои тридцать три года Анни никогда не жила под одной крышей с пьющим мужчиной.
Ей совсем не нравится взвинченный, шумный Ренато по вечерам, ее пугает его утренняя виноватая нежность... Ей не нравится жизнь созависимой женщины. И когда появляется повод уехать - режиссер Марсель Карне пригласил ее на съемки, она соглашается.
Накануне ее отъезда Ренато напивается так, что ей становится по-настоящему страшно. Он умоляет ее: "Останься здесь со мной! Я боюсь потерять тебя! Не уезжай!"
Но понять его не так-то легко, он еле ворочает языком и засыпает на ковре в гостиной. Анни пытается перетащить спящего мужа на кровать, горько плачет и собирает вещи, утром у нее самолет вылетающий рейсом Рим-Париж.
С этого дня у Анни начинается новая жизнь. Она много снимается, о ней пишут хвалебные статьи престижные журналы. Ее работы замечают влиятельные критики. Время от времени журналисты задают вопросы Анни о Ренато Сальваторе: где он сейчас? почему не снимается? В отличие от жены Ренато появляется на экране все реже и реже. Это уязвляет его самолюбие. Ренато кажется, что он постепенно превращается в "месье Жирардо".
Карьера Анни идет стремительно вверх, а после выхода на экраны "Жить, чтобы жить", "Скоро будет конец света", "Умереть от любви" - стала настоящей звездой.
А вот у Ренато дела по-прежнему обстояли не так хорошо. Все чаще актера видели с девицами в казино, где он мог проиграть кругленькую сумму денег. Анни говорят "доброжелатели" об изменах супруга и транжирстве денег. Она устраивала очередной скандал Ренато, который пытался все перевести в шутку: "Да эти девицы и мизинца твоего не стоят! А карты... Ну проиграл малость, вон Челентано на днях остался без своего шикарного "мерседеса", и ничего..."
Она зовет его в Париж - он не хочет оставлять Рим. По ночам ее будят телефонные звонки: "Ответьте, вас вызывает Италия!"
Анни злилась, и в отместку мужу кокетничала с режиссерами. Узнав, что на протяжении десяти лет ее любит Клод Лелуш (получивший премию Оскар за фильм "Мужчина и женщина"), ответила взаимностью на его чувства.
Но вскоре бросила кинорежиссера и опять вернулась в Рим к своему Ренато.
Иногда ее ждет разгромленный после ночного пиршества стол и муж, страдающий от тяжелого похмелья. Иногда он просто уходит в ночь, а утром его, пьяного в стельку доставляет таксист.
Вернувшись в Рим после очередной премьеры, Анни застает трезвого и мрачного Ренато. До него дошли слухи, что у его жены роман. Он требует объяснений и в ярости дает ей пощечину, а через минуту валяется в ногах и просит прощения. Анни узнает. что несколько дней назад, узнав, что Анни ему изменяет, он пытался застрелиться. Неожиданно она понимает, что он слаб и уязвим. Понимает, что этому красивому, сильному, физически крепкому мужчине нужна помощь.
Анни начинает бороться за Ренато. Две недели они проводят вместе и не расстаются ни на минуту. Теперь в ее любви больше жалости. Эти две недели Анни и Ренато любят друг друга так сильно и нежно, как никогда в жизни.
А потом Анни возвращается в Париж. Друзья твердят: "Анни, так невозможно жить! Скоро тебе вообще не будут давать ролей - все знают, что стоит позвонить Ренато и ты сорвешься к нему! И будешь спасать даже в день премьеры!" Она понимает, что это правда.
Хуже всего ей по вечерам. Она уже не может оставаться одна в своей квартире на площади Вогез. Она выходит из дома , бродит по улицам, заходит в кафе, пробует напиваться. Выкуривает в день больше пачки "Житан".
Анни все чаще вспоминает три первых счастливых года брака и мечтает родит еще, надеясь что малыш мог бы спасти их отношения. Но детей у нее больше не будет.
Друзья считали личную жизнь Анни неудачной. Сама же актриса никогда не жалела о браке и говорила: "Ренато моя единственная любовь!". Супруги в итоге расстались, но брак не расторгли и оставались законными супругами до самой смерти Сальватори.
Когда она приезжала к Ренато, он говорил, что Анни и Джулия -его единственная радость, что его жизнь кончена, что кино обмануло его надежды. По-прежнему самым лучшим фильмом Ренато оставался "Рокко и его братья" и он чувствовал себя неудачником.
Анни не уставала повторять, что его звездный час еще наступит. Ренато грустно улыбался. Теперь, когда он уже больше не снимался, он бы мог переехать в Париж. Но гордость ему не позволяла сделать это. Он не сделал это, когда был силен и молод, тогда он боялся, что его будут называть "месье Жирардо", а сейчас он постарел, почти спился, стал тяжелым на подъем, и ему не по силам что-то менять.
Время шло, а звездный час Ренато Сальваторе не наступал. Анни приезжала к нему в постепенно дичавший дом в Риме, чтобы побыть с ним хотя бы пару дней и снова вернуться в свою собственную, не всегда счастливую жизнь.
Она едва не разорилась. взяв на себя расходы по постановке пьесы, написанной ее близким другом Бобом Деку, едва не получила серьезную травму головы, когда другой ее близкий друг, Бернар Фриссон, запустил в нее мраморной пепельницей. Каждый раз после возвращения из Рима ей требовалась сильная эмоциональная встряска, которая хоть на время помогла бы ей забыть о человеке, бог знает во что превративший ее жизнь.
Анни бросалась за утешением к алкоголю, ходила по ресторанам, то объедалась изысканными блюдами, не чувствуя их вкуса, то устраивала добровольную голодовку и стремительно худела. Это пагубно сказалось на ее здоровье и привело к провалам в памяти и ранним морщинам. Актриса сама мрачно шутила по этому поводу: "Мое лицо напоминает карту Парижа".
В 1988 году Анни, отдыхая на Средиземном море с дочерью и внучкой узнала, что Ренато Сальваторе больше нет. Ему было 55 лет. Не будет ночных телефонных звонков, не надо мотаться из Парижа в Рим, не надо утешать, успокаивать, жалеть, припоминать старые обиды. Но мысли эти быстро ушли. Это просто долгая разлука с ним до новой встречи, внушила Анни себе.
В середине 90-х Анни Жирардо вернулась в большое кино. Анни блистательно исполнила роль мадам Тенардье в нашумевшей экранизации "Отверженных" режиссера Клода Лелуша, картина получила отличные отзывы в прессе и "Золотой глобус" за Лучший фильм на иностранном языке.
А в нулевых Жирардо сыграла серьезные роли в фильмах выдающегося европейского режиссера Михаэля Ханеке "Пианистка" и "Скрытое", в последний раз напомнив о себе как о великой драматической актрисе.
Анни Жирардо не стало 28 февраля 2011 года, она пережила Ренато на 23 года. В последние годы у Анни Жирардо прогрессировало заболевание нервной системы (болезнь Альцгеймера). Впервые болезнь проявила себя в 1998 году, когда Жирардо по ходу пьесы забыла свой текст.
Сначала дочь и внучка актрисы за ней ухаживали, но потом решили поместить в клинику. В 2010 году Жирардо уже не узнавала родных, не помнила, что она актриса и спрашивала только, где Ренато Сальватори.
Интересные факты: Анни Жирардо бывала в Советском Союзе и снималась у наших режиссеров. Сергей Герасимов снимал фильм "Журналист" (1967 год) и пригласил знаменитую актрису на небольшую роль.
В 1989 году сыграла главную героиню Мари Ломбаль-Булотаву в фильме Валерия Ахадова "Руфь". Так получилось, что последней раз Жирардо снялась в российском сериале "Воротилы" (2008 год), сыграла французскую журналистку.
Делитесь комментариями и ♥ следите за публикациями! Если понравилось, подписывайтесь на канал!