Найти тему
Психология

Межличностное общение в молодежной среде

Оглавление

Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.
Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии. К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека, поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

Функции общения между личностями.

Эмотивная.

Обмен эмоциями — одна из самых важных задач межличностного общения. Эмпатия, близость измеряются именно этой категорией. Эмотивный компонент лучше остальных влияет на продолжительность и крепость связей. Если, например, кто-то меняет свои взгляды, интересы, основную деятельность, привычки, то именно эмоции заставляют все равно чувствовать привязанность к этому человеку, несмотря на перемены в нем.

Информативная.

Обмен информацией — это хороший способ избавиться от скуки, узнать что-то новое, поделиться своими находками и открытиями. А так как человек — существо социальное, ему очень важно делать все это для своего же развития, улучшения качества жизни в целом. Общение фанатов после матча, соседей при случайной встрече, по сути, любые беседы — это пример информативности.

Контактная.

Завязывание знакомств может происходить просто из-за желания поддерживать связь с окружением. Обычно под этой целью кроется неосознанная выгода. Именно из-за нее люди собирают визитки разных фирм или знакомых — «вдруг пригодится». Даже при условии, что человек никогда не позвонит по номерам на этих карточках, он все равно будет чувствовать условную безопасность. Вдруг случится неожиданность — а нужный контакт уже есть.

Побудительная.

В основе такой функции — стремление стимулировать партнера совершать конкретные действия. Например, если женщине понадобится платье, она найдет себе ателье и будет ожидать от сотрудников мастерской подчинения своим желаниям (в вопросах пошива). Рычагом этого побуждения будет плата за готовую одежду.

Кроме того, общаясь относительно долгое время, люди специально или неосознанно влияют друг на друга, меняют взгляды, принципы, приоритеты. Такое влияние — еще одна разновидность побудительной функции.

Координационная.

Такая задача ставится чаще между людьми в группах, когда приходится выполнять сложную или большую по масштабу задачу. Если между участниками дела нет организованности, согласия, то хороших результатов тоже не будет.

Любое дело требует иерархии должностей. Один подает идеи, другой моделирует пути их реализации, третий внедряет все на практике, четвертый анализирует итоги и так далее. Есть подчиненные, и есть руководство, а без такой субординации успех всего задания окажется под большим вопросом.

Установка отношений.

Один и тот же человек выполняет несколько социальных ролей. Мужчина может одновременно быть отцом, кормильцем в семье, лидером в дружеском коллективе. Его жена — не только супруга, но еще и чья-то дочь, мать, администратор в магазине, а через несколько минут — уже покупатель в нем же.

Социальные роли появляются, только когда индивид становится частью общества. Работник может быть руководителем, подчиненным, организатором, исполнителем, заказчиком для кого-то другого. Однако сначала ему придется примкнуть к группе. Понимание своей принадлежности к обществу заставляет человека чувствовать себя полноценным, значимым, неодиноким.

Понимание.

Именно эта функция объединяет единомышленников, помогая создавать коллективы, общности, братства, даже кружки по интересам. И, конечно, дружеские или интимные связи. Залогом их успеха служит скорее координационная функция, а информативная находит людей для работы над чем-то. Однако понимание важно для того, чтобы у людей был стимул держаться вместе и стремиться к одной цели.

Межличностные отношения — это весьма сложные связи, поведение в которых во многом зависит от их вида, главных функций. Их построение — нелегкое, долгое занятие, которое требует понимания социальных ролей, ожиданий от общения, желаний и возможностей всех его участников. Однако осознание всей сути делает такие связи более продуктивными, долгосрочными, положительными в эмоциональном плане.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Разделение межличностных взаимоотношений на виды более конкретизировано. Выделяют пять основных видов человеческих связей, межличностные отношения это:

  1. Знакомство. Первый и самый обширный вид межличностных отношений. В эту категорию входит очень большое количество людей. Даже люди, которые знакомы вам исключительно визуально, с которыми вы ни разу не вступали в диалог, относятся к данному виду взаимоотношений.
  2. Приятельские отношения. Данный вид основан на взаимной привязанности и обоюдном желании людей поддерживать отношения, тяга к совместному времяпровождению.
  3. Товарищеские взаимоотношения. Всех участников данной категории объединяет наличие общего вида деятельности. Люди, поддерживающие товарищеские контакты, объединены совместной целью, их общение нацелено на ее достижение.
  4. Дружественные отношения. Для того, чтобы их добиться, необходимо приложить немало усилий и обладать определенными личностными качествами. Не все люди способны поддерживать дружеские отношения, многим не ведома дружба в любом своем проявлении. Этот вид межличностных отношений приносит человеку невероятную пользу, как в эмоциональном плане, так и в виде моральной поддержки и оказания всяческой помощи.
  5. Любовные отношения (романтика, страсть). Так же, как и дружба, любовь предполагает долгий и упорный труд для создания благоприятного фона, на котором бы подобные отношения гармонично развивались. Любовь – одна из самых сильных мотиваций, она является большой двигательной силой. Однако не всем дано постичь это чувство. И дело не только в индивидуальных качествах, а и в том, что можно не найти достойного партнера.
Следует помнить, что на каждом человеке лежит определенная степень ответственности за любой вид отношений: хоть это межличностные отношения в семье, хоть в любви или дружбе, или же отношения с коллегами. От вас на пятьдесят процентов зависит успех построения взаимоотношений, вы наполовину ответственный за итоговый результат общения с человеком. Особенно это касается таких категорий взаимоотношений, как любовь и дружба.
Следует помнить, что на каждом человеке лежит определенная степень ответственности за любой вид отношений: хоть это межличностные отношения в семье, хоть в любви или дружбе, или же отношения с коллегами. От вас на пятьдесят процентов зависит успех построения взаимоотношений, вы наполовину ответственный за итоговый результат общения с человеком. Особенно это касается таких категорий взаимоотношений, как любовь и дружба.

Стереотипы

Именно положительные или негативные чувства вырабатывают у человека определенные стереотипы к другому человеку, социальной группе.

Стереотипы – схематические стандартизированные образы или представления о социальном объекте, эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Эта зафиксированная в человеческом сознании оценка чего-либо может быть опасна, и в первую очередь своим примитивизмом, упрощением.

В межличностных отношениях стереотипы могут складываться по отношению к другим народам (англичане – чопорные, немцы – пунктуальные), и отдельным индивидуумам. Человеку, по мнению ученых, свойственно создавать стереотипы. Для того чтобы правильно и объективно оценить другого человека, нужно разобраться в том, что он представляет собой на самом деле. Это достаточно длительный процесс, ведь первое впечатление чаще всего бывает ошибочно.

Две стороны межличностных отношений

Если социальные отношения стабильны в рамках одного сообщества или совокупности ролей, то межличностные отношения подвижны и аморфны. Они долго формируются, могут быть устойчивыми, а могут быстро измениться. Знаете, как бывает в женском коллективе? Сегодня мы с тобой лучшие подруги, а завтра ты пришла в таком же платье, как я – и враги навек.

И главное, межличностные отношения очень индивидуальны. Нет двух пар людей, у которых были бы одинаковые отношения. Поэтому, как говорят психологи, нет единых для всех рецептов правильного выстраивания этих отношений. Но зависят они преимущественно от двух факторов: от характера взаимодействия и эмоциональных реакций.

Межличностные отношения как взаимодействие людей

Любые социальные связи – это прежде всего контакты, иначе они не могут возникнуть. Причем контакты не единовременные, а относительно постоянные. Особенно это касается межличностных отношений, которые являются результатом взаимодействия людей. Они рождаются и развиваются в процессе общения, именно тогда партнеры узнают личные качества друг друга, черты характера, интересы, предпочтения и т. д. И начинают испытывать друг к другу симпатию или антипатию. Любые достаточно продолжительные контакты обязательно приводят к возникновению того или иного отношения к партнеру.

Взаимодействие же поддерживает межличностные отношения. А если необходимость в совместной деятельности исчезает, так же как общие интересы и потребность друг в друге, то постепенно «умирают» и межличностные отношения. Невозможно любить человека, если вас с ним ничто не связывает. Поэтому если вы хотите сохранить позитивные отношения со своим партнером, поддерживайте взаимную заинтересованность и создайте основание для взаимодействия – общую цель деятельности.

То же можно сказать и о ненависти. Какую бы неприязнь ни испытывал один человек к другому, но если они нигде не пересекаются, то и чувства их быстро остынут, не говоря уже об отношениях. Невозможно долго ненавидеть человека, с которым у вас нет никаких контактов.

Эмоциональная сторона межличностных отношений

-3

Как считает большинство ведущих социальных психологов, эмоциональная сторона является в межличностных отношениях основной. Более того, чаще всего этот тип отношений и возникает именно на основе чувств. Даже если процесс взаимодействия носит формальный, деловой характер, то через сравнительно непродолжительное время возникнет и эмоциональное отношение к партнеру.

Большую роль в эмоциональных отношениях играет эмпатия – эмоциональная реакция одного человека на переживания другого. На высшем уровне эмпатия предполагает не только понимание чувств партнера и сопереживание ему, но и стремление помочь, поддержать, взять часть груза на свои плечи.

От эмоциональной составляющей межличностных отношений зависит очень многое, в том числе и продуктивность совместной деятельности, и желание членов группы быть вместе. Совокупность эмоциональных отношений формирует психологический климат – особую атмосферу, которая является важнейшим условием существования человека в социуме.

Как доказали ученые, благоприятный психологический климат в профессиональной группе положительно влияет не только на качество совместной деятельности, но и на физическое здоровье людей. Представители такого коллектива редко болеют, им хорошо, комфортно друг с другом, и подсознание не стимулирует болезнь как причину, чтобы не ходить на работу.

В семье психологический климат складывается на основе взаимопонимания, доверия, эмоциональной привязанности и взаимной заботы. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье чувствуется даже посторонним человеком. В таком доме отдыхаешь душой и чувствуешь защищенность, даже если просто пришел в гости.

Качество психологического климата в коллективе можно определить с помощью тестов, но достаточно и того ощущения тепла и дружелюбия, которое можно почувствовать, попав в подобную группу. Сразу хочется стать частью этого дружного сообщества.

И напротив, взаимная неприязнь и отчуждение создают неблагоприятную психологическую атмосферу, которая гнетет, душит, вызывает чувство тревоги и желание держаться подальше от этой группы.

Этика деловых отношений

1.3. Закономерности межличностных отношений

В процессе профессиональной деятельности следует учитывать закономерности, определяющие особенности межличностных взаимоотношений. Под закономерностью межличностных отношений понимается объективно существующая устойчивая связь явлений, возникающих в межличностном общении и накладывающая значительный отпечаток на его характер.
Закономерности межличностных отношений можно рассматривать в качестве психологических закономерностей управленческой деятельности, их действие проявляется, как правило, при выполнении функций управления, выраженных в различных организационных распоряжениях, указаниях, приказах, наставлениях и т. п. Учет особенностей проявления этих закономерностей позволит правильно оценить складывающуюся межличностную ситуацию, причем такая оценка особенно важна во взаимоотношениях руководителя и подчиненного. Адекватная оценка ситуации дает возможность сформировать эффективную линию поведения, включить в действие необходимые в данный момент правила этики делового общения.

Следует заметить, что закономерности межличностных отношений распространяются не только на сферу профессиональной деятельности. Кроме того, представленные закономерности не исчерпывают всего набора психологических закономерностей управленческой деятельности. Рассмотрены лишь те из них, которые оказывают непосредственное влияние на формирование этических установок во взаимоотношениях людей.

Одной из основных является закономерность неопределенности отклика

или, другими словами, зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различий их личностных особенностей, конкретной ситуации, в которой происходит воздействие, особенностей передачи воздействия.

Изучение механизма данной закономерности позволяет ответить на ряд вопросов, которые нередко возникают в процессе межличностных отношений: почему другой человек не сделал того, о чем вы его просили или на что указывали? Почему ваши слова, действия, указания обидели другого человека, причем неожиданно для вас? Почему другой человек сделал не то и не так, как вы просили или указывали? и т. п.

Механизм действия закономерности неопределенности отклика в своей основе формируется под влиянием взаимосвязей, описанных в одной из теорий мотивации, а именно в теории ожиданий Виктора Врума. Она базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Он должен также надеяться, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Модель мотивации по Вруму сводится к тому, что уровень действующей в той или иной управленческой ситуации мотивационной силы определяется совокупностью вероятностей некоторых событий. Эти вероятности рассматриваются как ряд ожиданий личности. К ним относятся ожидание того, что:

• затраченные усилия принесут желаемые результаты;

• результаты повлекут за собой определенное вознаграждение;

• определенное вознаграждение будет удовлетворять человека (станет желанным в данной ситуации).

Более подробный механизм действия закономерности неопределенности отклика можно пояснить с помощью другой теории процесса мотивации трудовой деятельности — модели Портера—Лоулера (см. рис. 1.1). Интерпретация модели в данном случае дается более широко, чем в других источниках, описывающих теории мотивации. На рисунке для подчеркивания межличностных отношений введены дополнительные взаимосвязи между блоками модели, показанные пунктирной линией. Более широкое толкование можно дать понятию внешнего вознаграждения, используемого в этой модели.

В общем случае, внешнее вознаграждение — это предметы или состояния, представляющие ценность для человека, приданные ему извне и побуждающие его к определенным действиям.

Внешние вознаграждения — это не только похвала руководителя, премия, продвижение по службе, но и поддержка нормальных отношений с кругом лиц, который является значимым для исполнителя какого-либо действия, либо установление отношений с этим кругом лиц в результате выполнения действия, получение новой профессиональной роли, приобретение эксклюзивных прав и т.п. В оценке внешних вознаграждений следует предусматривать их возможное отрицательное значение, например, получение дополнительной загрузки, выключение из определенной группы социального окружения и т. п.

В отличие от внешнего, внутреннее вознаграждение — это состояние, представляющее ценность для человека и привносимое им самим в результате тех или иных действий. Внутренним вознаграждением является чувство удовлетворенности каким-либо действием, чувство самоуважения; наряду с внешним, оно также может побуждать к определенным действиям.

Прежде чем предпринять усилия для достижения результата, исполнитель оценивает вероятность связи «усилия — вознаграждение». Эта оценка строится на основании анализа имеющегося опыта (как собственного, так и других людей), а также прогнозного анализа развития той ситуации, в которой участвует исполнитель. Аналогичным образом оценивается опыт и прогноз относительно вознаграждения, воспринимаемого как справедливое. Если человек, дающий указание другому сделать что-либо (т. е. приложить определенные усилия), избрал способ воздействия на исполнителя, не соответствующий его ожиданиям и особенностям, не способствовал позитивному анализу имеющегося опыта и прогнозных предложений — в этом случае исполнитель осознанно или неосознанно будет искать способы снижения усилий для выполнения порученного действия.

-4

Рисунок
1.1.
Механизм действия закономерности неопределенности отклика на основе модели Портера — Лоулера

Кроме вышеназванной закономерности межличностных отношений действует закономерность неадекватности отображения человека человеком и неадекватности самооценки.

Ее смысл состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека, а также самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека и относительно самого себя.

Действие этой закономерности указывает на то, что любой человек, производящий оценку результатов труда, профессионального поведения, личностных качеств других людей (коллег, подчиненных, руководителей, внешних партнеров и т. д.), должен соблюдать максимальную взвешенность и корректность. При этом следует иметь в виду, что любая оценка на данный конкретный момент времени не может быть окончательной. Любой человек, подвергающийся оценке, обладает возможностью развития и изменения своих способностей, личностных свойств и мотивационных установок. Необходимо также учитывать, что в конкретный момент времени человек может находиться в таком физическом, интеллектуальном и эмоциональном состоянии, которое в целом нехарактерно для него и может измениться достаточно быстро.

Особенности проявления рассматриваемой закономерности следует учитывать при проведении формальных (организационно-регламентированных) процедур оценки, например, при проведении аттестации персонала, а также в оценке текущих явлений в процессе профессиональной деятельности.

Следует помнить, что человек меняется в соответствии с законом возрастной асинхронное™ (т. е. в любой момент времени индивид определенного возраста может находиться на разных уровнях физического, интеллектуального, эмоционального и мотивационного развития). Кроме того, человек осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности. Часто человек пытается показать себя другим людям не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его видели другие.

В настоящее время разработаны принципы подхода к человеку как к объекту познания. Важнейшими среди них являются:

• принцип универсальной талантливости («нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом»);

• принцип развития (способности развиваются в результате изменений условий жизни личности и интеллектуально-психологических тренировок);

• принцип неисчерпаемости (ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной).

Неадекватность самооценки можно рассматривать как частный случай неадекватности отображения человека человеком. Если кто-либо пытается оценить самого себя, то действие рассматриваемой закономерности аналогично.

Важное значение в межличностных отношениях имеет закономерность искажения смысла информации.

Она действует объективно и тем сильнее, чем большее число людей использует какой-либо массив информации на входе и выходе любого процесса. Влияние данной закономерности особенно характерно для управленческой информации, циркулирующей в рамках одной или нескольких организаций. Этот вид информации связан с большим числом сотрудников и большим числом ступеней иерархической структуры, что объективно влияет на отклонение смысла информации от первоначального в процессе ее движения.

В основу действия данной закономерности заложены такие обстоятельства, как многовариантность трактовки понятийного состава языка, на котором передается информация, а также различия в восприятии информации разными людьми и даже одним человеком в разные моменты времени. Многовариантность трактовки понятийного состава языка связана с тем, что управленческая информация передается естественным языком и это предопределяет возможность различного толкования одного и того же сообщения. Различия в восприятии информации обусловлены различным уровнем физического, интеллектуального, эмоционального и мотивационного состояния людей, разрабатывающих, принимающих и передающих информационные сообщения. Более того, как уже отмечалось, каждый человек в конкретный момент времени может отличаться по своему состоянию от предыдущего или последующего периода.

Еще одна закономерность, о действии которой в межличностных отношениях очень часто забывают, — закономерность психологической самозащиты.

По отношению к другим людям мы, как правило, ставим на первое место их внешнюю физическую безопасность, пренебрегая психологической. Однако сами люди придают очень большое значение собственной психологической безопасности и самозащите от посягательств на нее. Ведущим мотивом социального поведения является сохранение личного статуса, собственного достоинства человека.

В повседневной жизни, в процессе профессиональной деятельности можно выделить несколько видов безопасности:

• внешняя физическая;

• внутренняя физическая;

• юридическая (или правовая);

• социальная;

• психологическая.

Все перечисленные виды безопасности важны и значимы для человека. Как уже отмечалось, очень часто окружающие пренебрегают психологической безопасностью других людей, что проявляется в осознанном или неосознанном посягательстве на ведущие мотивы социального поведения человека. Следует помнить, что каждый из нас активно или пассивно пытается защититься от этих посягательств. Вне зависимости от того, в какой форме такая защита происходит, она нарушает нормальные, полезные взаимоотношения людей, создает между ними барьеры в общении.

1.4. Этические проблемы деловых отношений

В последние десятилетия этическая сторона деловых отношений как сфера научно-практического знания в странах с развитой рыночной экономикой переживает значительный подъем. Выдвигаются два объяснения возрастания интереса к данной области. Первое заключается в том, что уровень этичности в деловых отношениях остался прежним (таким, каким он был 20-30 лет назад)^ а более осведомленное население предъявляет повышенные требования к деловой сфере. В соответствии со вторым объяснением этические стандарты в деловых отношениях снизились вследствие упадка значения религиозных ценностей и традиционной морали как на уровне личной этики (прежде всего, менеджеров), так и корпоративной (организации). Ежегодно в мире проходят сотни семинаров и конференций по проблемам этики деловых отношений, регулярно собираются международные съезды и конгрессы, выходят десятки книг и учебников, издаются специальные журналы. Все это свидетельствует о Том, что деловое сообщество не только осознает этические проблемы, но и придает им большое значение.

К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, можно отнести следующие:

• соотношение целей и средств их достижения;

• соотношение личных и общественных интересов;

• выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом;

• соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений.

В современных условиях на макроуровне ключевые этические проблемы деловых отношений возникают в следующих областях4:

• отношения между организациями;

• отношения между организациями и государством;

• отношения между организациями-производителями и потребителями;

• отношения между организациями и владельцами (инвесторами);

• отношения между организациями и местными сообществами;

• отношения между организациями и окружающей средой.

Между организациями,

действующими в одной и той же сфере, неизбежна конкуренция, в процессе которой обязательно встает вопрос о выборе средств победы над конкурентом, в том числе и таких, как уменьшение цены продукции даже ниже ее уровня себестоимости, в том числе за счет падения заработной платы для снижения себестоимости и т.д. Экономические меры имеют, однако, оборотную — моральную — сторону: до какой степени конкуренция может продолжаться, не нарушая моральных норм и принципов, принятых в обществе.

К настоящему времени сложилось несколько концепций, относящихся к проблеме взаимоотношения организаций и государства, организаций и общества в целом.

В соответствии с неоконсервативной концепцией, основывающейся на классических буржуазно-индивидуалистических взглядах, недопустимо вмешательство в дела организации со стороны как государства, так и общества. Считается, что организация, максимально использующая предоставленную свободу, будет получать более высокую прибыль и тем самым приносить пользу обществу (в виде большего дохода держателей акций, повышения заработной платы наемным работникам, а также в виде благотворительности). Представители второй, более популярной концепции, утверждают, что организация является частью общественной структуры и в качестве общественного института не только должна испытывать влияние со стороны общества и государства, но и регулироваться и контролироваться как «снизу», так и «сверху». Снизу — членами общества при помощи формирования общественного мнения по поводу оценки деятельности организации и качества ее продукции. Сверху — специальными государственными структурами и законами, прежде всего, по таким направлениям, как регулирование деятельности организаций в целях обеспечения эффективности экономики; регулирование отношений организаций-производителей и потребителей; регулирование действий организаций в отношении окружающей среды. При этом путем лоббирования организации стремятся (и небезуспешно) влиять на политику, проводимую государством. С обеих сторон прослеживается тенденция моральной оценки своих действий с точки зрения положительного результата, однако в понятие положительного результата стороны вкладывают различное содержание.

Проблема отношений между организациями-производителями и потребителями

возникает очень часто. В конечном счете, хотя организация и стремится к получению максимально высокой прибыли, ее деятельность будет успешной только в случае, если она дает потребителям то, что они хотят. Продукция не будет продана, если она не соответствует потребительским стандартам или на нее назначена неприемлемая цена. Система отношений между организациями-производителями и потребителями, однако, будет успешно работать при выполнении двух условий: если потребитель получает достаточно адекватную и точную информацию о продукции, с тем чтобы он мог принять обоснованное решение, и если потребитель свободен в выборе того, что он хотел бы купить. Организации должны обеспечивать безопасность своей продукции, улучшать стандарты контроля качества, ее внешнего вида и рабочих характеристик продукции. Как показывает практика, в рыночной системе, когда в отношения вступают производитель, продавец (посредник) и потребитель, защита интересов последнего достаточно сложна. Она осуществима в случаях, когда производитель или продавец, не дорожа репутацией своей фирмы, предлагают потребителю некачественный товар, не выполняющий своего назначения, с просроченным сроком хранения. Однако, производя качественную в целом продукцию, производитель чаще всего предпочитает умалчивать о дефектах ее конструкции или потенциальных опасностях, которые могут появиться в процессе эксплуатации. Информацию об этом потребитель получит, только столкнувшись с недостатками. Кроме того, проблема безопасности и качества продукции имеет и еще один, в определенной степени этический аспект: от выпуска фирмами конкурентоспособных, качественных товаров зависит престиж страны на мировом рынке.

Другая, не менее важная моральная проблема отношений между организациями-производителями и потребителями — реклама. Реклама важна в процессе конкуренции между организациями и для формирования потребностей потенциальных покупателей. Однако здесь появляется проблема точности, правдивости получаемой потребителями информации. Даже за безвредным, на первый взгляд, преувеличением следует возникновение моральных проблем: потребитель, не получая точной информации, лишен свободного, обоснованного, разумного выбора. Еще одна важная моральная проблема, связанная с рекламой, это проблема манипулирования потребителем, навязывания ему ненужной продукции, создания у него потребностей и желаний, которые в процессе реальной жизни возникнуть не могли.

Помимо всех других обязательств организации

должны помнить о своей
ответственности перед владельцами (инвесторами),
Основная часть из множества существующих способов обмана инвесторов распадается на две категории: манипулирование инвестициями и нечестное использование прибылей или активов, приводящее к уменьшению законных доходов инвесторов. Во всем мире ежегодно десятки тысяч людей становятся жертвами манипуляций с инвестициями. По подсчетам специалистов, люди, соблазнившись обещаниями высокой прибыли, каждый год вкладывают более 1 млрд долл. в несуществующие нефтеразработки, грандиозные «дутые» проекты и т.д. Руководство организации может также злоупотреблять инвестициями, используя доходы и ресурсы для личного обогащения. Наиболее часто употребляемый способ — мошеннические операции со статьями расходов, другой общепринятый ход — завышение счета с последующим дележом разницы между завышенной и реальной суммой счета с поставщиком. Наконец, существует практика продажи конфиденциальной информации организации-конкуренту или ее использования для игры на фондовой бирже.

Моральные проблемы возникают и в отношениях организаций с местным сообществом.

Речь идет об участии организаций в обеспечении его экономической стабильности, развитии инфраструктуры местности, создании новых рабочих мест, сохранении предприятий, от которых зависит существование и благосостояние этих сообществ. На организациях также лежит «моральный долг филантропии», заключающийся в поддержке неприбыльных предприятий, важных как для существования определенного местного сообщества, так и для культурного и социального развития регионов (образование, медицина, благоустройство и организация досуга).

Взаимоотношения между организациями и окружающей средой

являются одной из острейших проблем современности. Обострение экологической ситуации на планете оказало на предпринимательство двойственное воздействие. С одной стороны, возникла новая и обширная сфера приложения капитала:

• разработка и выпуск безотходных технологий и очистного оборудования для различных отраслей производства;

• разработка технологий и выпуск оборудования по утилизации производственных и бытовых отходов;

• выпуск экологически чистого питания и питьевой воды;

• развитие индустрии отдыха в экологически чистых районах;

• финансирование природоохранных мероприятий и т.д.

С другой стороны, возросли затраты капитала, и многие предприниматели должны:

• платить значительные суммы в виде штрафов за загрязнение окружающей среды и за нанесенный природе экологический ущерб;

• изменять технологию производства, вкладывая значительные средства в его модернизацию с учетом существующих экологических стандартов;

• учитывать в своей деятельности природоохранное законодательство, которое имеет тенденцию к ужесточению своих норм;

• создавать привлекательный «экологический имидж» своей компании и своей продукции в глазах общественности и государственных природоохранных организаций;

• сотрудничать с государственными службами, представителями местного самоуправления, профсоюзными и общественными организациями в деле охраны окружающей среды;

• вырабатывать рациональную стратегию в сфере природопользования, учитывая экологическую ситуацию в регионе, где осуществляется деятельность.

Реальная практика свидетельствует: многие организации пытаются решить экологические проблемы, нарушая моральные и юридические нормы. Сокрытие подлинной информации о последствиях вредных производств для окружающей среды, перенос таких производств в страны с неразвитым экологическим законодательством, подкуп чиновников, отвечающих за соблюдение природоохранных мер, — наиболее распространенные методы нарушений.

Серьезные моральные проблемы возникают в настоящее время и на микроуровне, внутри организаций, в таких областях, как5:

• принятие управленческих решений;

• взаимоотношения между руководителями и подчиненными;

• служебные разоблачения;

• положение женщин в организации;

• взаимные услуги.

Выделяют четыре группы основных аргументов, обосновывающих принятие управленческих решений,

неправильных с этической точки зрения:

• уверенность в том, что данная деятельность не выходит за рамки этических и юридических норм, т. е. на самом деле не является аморальной;

• уверенность в том, что данная деятельность отвечает интересам индивида или корпорации и что ожидаются именно подобные действия;

• уверенность в том, что данная деятельность «безопасна», так как никогда не будет обнаружена и обнародована;

• уверенность в том, что поскольку данная деятельность помогает организации, то она отнесется снисходительно и даже защитит человека, ею занимающегося.

Значительное число людей, оказавшихся в двусмысленной деловой ситуации, считают правильными все те действия, что не были запрещены. Высшие руководители, как правило, редко прямо просят своих подчиненных о незаконных или неосторожных действиях, но часто дают понять, что кое о чем они предпочли бы не знать, намекая при этом на значительное вознаграждение. У менеджеров низового звена, как правило, нет четких инструкций относительно того, на какие аспекты их деятельности будут смотреть сквозь пальцы, а какие будут осуждать.

Амбициозные менеджеры ищут способы привлечь внимание, выделиться среди других. Некоторые полагают, что нетрудно хорошо выглядеть в краткосрочной перспективе, если избегать того, что даст результат только в долгосрочном плане (например, можно игнорировать службу ремонта, или переобучение, или проблему повышения качества обслуживания покупателей). Менеджеров часто продвигают по служебной лестнице на основании «огромных» результатов, достигнутых именно такими способами, а ответственность за принятые ранее решения несут их менее удачливые последователи. Многие случаи незаконного поведения в организациях никогда не расследуются. В моменты кризиса о границах недопустимых действий вообще «забывают».

Отношения между руководителями и подчиненными

влияют на весь характер делового общения, во многом определяя его нравственно-психологический климат. Это касается, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, участвуют ли подчиненные в принятии решений, какими методами подчиненные поощряются к более активным действиям, в какой мере учитывается их индивидуальность.

Значительная часть людей, встречаясь в организациях с вопиющими фактами растрат, обмана или коррупции, ничего не делает для их служебного разоблачения.

Начиная с детского возраста, информирование старших о неблаговидных делах ровесников, а позднее — сослуживцев или непосредственного начальства воспринимается многими весьма негативно. С этической точки зрения в таких ситуациях действительно существует нравственная дилемма. Возникает вопрос о критериях правильности такого рода информирования.

С каждым годом доля женщин на производстве, в управлении, на государственной службе непрерывно возрастает. Женщины все более завоевывают оплачиваемые сферы занятости и профессии. Но, несмотря на достигнутый прогресс в положении женщин в организации,

они продолжают сталкиваться с серьезными проблемами, в том числе: заработок, в отличие от мужчин, работающих в той же области, ниже; ограничение карьерного продвижения на высшие управляющие должности (так называемый «стеклянный потолок»); сексуальные домогательства, оказывающие влияние на деятельность и дальнейшую карьеру.

Нередко в деловых отношениях проблемы решаются в нарушение существующего юридического, экономического, морального порядка, за счет использования положения отдельных людей, имеющих привилегированный доступ к товарам и услугам. В системе взаимных услуг

получатель обязан возвратить услугу когда-нибудь в будущем, но — с «процентами». А когда услуга возвращена, то человек, ранее оказавший ее, снова обязан отплатить за эту еще большей услугой. Разрастаясь, система такого рода неформальных взаимоотношений по принципу «ты — мне, я — тебе» разрушает существующие официальные отношения между людьми и организациями. Ситуация с незаконным или безнравственным получением некоторых товаров или услуг может принять этически более сложную форму, когда человек представляет не свои интересы, а интересы организации, т. е. ее персонала, клиентов, потребителей. Культурная традиция, тесно связанная с системой взаимных услуг, — это подарки. Сделать или получить подарок означает гораздо больше, чем просто дружеский жест. Трудности при традиционном обмене подарками связаны с установлением критериев отличия подарка от взятки и соответствующей оценкой поведения персонала.

межличностные отношения это

Межличностными взаимоотношениями называют любой вид взаимоотношений с окружающими людьми. Как правило, они отражают внутренний мир человека, передают его эмоции и настроения. Межличностные отношений подразумевают под собой комплекс разных видов общения: вербальное и невербальное, мимика, жестикуляция, поведенческие особенности, эмоциональные проявления и многое другое.

-5

Основной целью социальных связей между людьми является установка контакта с целью поделиться эмоциями, получить определенную выгоду, применить свои когнитивные способности, получить новые знания и опыт, а также ожидается получение поддержки со стороны оппонента. Все виды межличностных отношений должны базироваться на обоюдном доверии и понимании.

Формирование межличностных отношений начинается с самого рождения человека и длится на протяжении всей его жизни. Изначально индивид учится выстраивать правильные взаимодействия с социумом при помощи родителей, воспитателей и учителей. Но со временем, когда личность индивида окончательно сформировалась, построение межличностных контактов зависит сугубо от индивидуальных качеств человека и его умения общаться.

Понятие и роль межличностных отношений

Под межличностными отношениями подразумевают совокупность всех видов связей и способов взаимодействия людей. Они могут возникать как между двумя индивидами, так и между большими общественными группами. Межличностные отношения основываются на взаимных либо противоположных целях людей и могут носить положительный либо отрицательный эмоциональный характер. В тех случаях, когда интересы индивидов резко расходятся, может возникнуть межличностный конфликт.

Различные отношения между людьми возникают абсолютно во всех сферах нашей жизни. Без них невозможно существование человека, его становление как личности. Люди постоянно оказывают друг на друга влияние, которое может быть как положительным, так и негативным. С помощью коммуникаций индивидов устанавливаются нормы и правила поведения в обществе. Кроме того, межличностные отношения являются фундаментом для построения сложных сообществ, начиная от поселков и заканчивая государствами.

Виды межличностных отношений

Межличностные отношения по-разному квалифицируют, есть множество типов и видов. Они определяются психологической близостью между личностями, оценкой общения, позицией возвышения, унижения или равенства и степенью знакомства. Связи между лицами бывают двух основных видов:

  • Первичные.
  • Вторичные.

К первичным контактам относятся знакомства и связи, возникающие сами по себе. Часто это продолжительное общение, основывается на эмоциях и ощущении обязательств перед другим лицом. Охватывают множество ролей, моделей поведения, ситуаций; они не ограничиваются нормами взаимодействия, личности первичных связей достаточно друг друга знают. Один их участник не может просто заменить другого новым индивидом.

К вторичным контактам относятся связи для выполнения задачи, для совместного и быстрого обучения. Относительно кратковременная связь между собеседниками, она характеризуется ограниченным взаимодействием, четкими правилами. Они редко характеризуются большой эмоциональной вовлеченностью, собеседники легко заменяются. Наиболее распространенный вид отношений — это знакомство.

Главный критерий в квалификации контактов – как долго готова личность общаться.

Второй критерий – как индивид выбирает себе собеседника. Избирательность определяется вещами, ради которых устанавливаются и производятся связи. Большая селективность — отношения дружбы, любви. Наименьшая – знакомства.

Третий критерий – это вопросы, задачи; они решаются во время межличностных связей. К примеру, в одной группе, посвященной рисованию. есть межгрупповые связи. Но цели у индивидов расходятся: стать дизайнером или повысить навыки.

Еще три критерия, с помощью которых разделяют межличностное общение:

  • расстояние между личностями;
  • как часто они общаются;
  • требования к собеседнику.

Если личности долго и часто общаются, расстояние не может повлиять на их связи.

Дружеские обращения делятся на инструментальные и эмоционально-исповедные. Инструментальная дружба похожа на товарищеские контакты; в этой дружбе индивид помогает другому в случае беды. Но эта дружба не выходит за рамки выгоды для товарища. Эмоционально- исповедные дружеские связи строятся на взаимной симпатии и доверчивости.

Характеристика межличностных отношений разделяется на два типа: официальные (формальные) и неофициальные (личные).

Формальные контакты между лицами строятся на взаимодействиях по поводу работы; эти отношения имеют нормы и правила.

Личные симпатии создаются на основе эмоций, чувств индивидов, их привязанности. Формальные и личные расположения в реальной жизни дополняют друг друга.

Когда начинается контакт, происходит первый уровень общения – знакомство. После этого уровня отношения могут развиваться или остаться на прежнем уровне. Следующий уровень – приятельство. Эти отношения не предполагают доверия и поддержки, но личности находят общие темы и интересы. Когда интересы становятся ближе, личности хорошо знают друг друга – третий уровень, товарищество. Высокий уровень межличностных связей – это дружба. Это помощь, поддержка в любой ситуации, высокое доверие. Крепкий и надежный уровень связей – супружество. Партнеры закрепляют связи своими чувствами, становятся близкими друг для друга.

Межличностные отношения бывают трех форм:

  1. Позитивные:
  • любовь;
  • близость;
  • дружба;
  • приятельские;
  • альтруизм – бескорыстная забота о других.
  1. Нейтральные:
  • аутизм – уход от других личностей и погружение в свой внутренний мир;
  • безразличие;
  • конформизм – соглашательство, примирение;
  • эгоизм – удовлетворение своих требований за счет других.
  1. Негативные:
  • ненависть;
  • агрессия;
  • неприязнь.

Уровни межличностных отношений

Изначально, перед тем как люди начали общаться друг с другом, между ними происходит знакомство. После этого отношения могут развиваться и переходить на другой уровень либо остановиться на этой ступени. Большинство людей, с которыми нам приходится взаимодействовать, мы можем назвать знакомыми.

Следующим уровнем межличностных отношений является приятельство. Здесь люди уже имеют общие интересы, могут поговорить друг с другом на различные темы, предложить или попросить помощи и дать дельные советы. Однако такие межличностные отношения в группе не предполагают абсолютного доверия и бескорыстной поддержки в любых трудных ситуациях.

На уровне товарищеских отношений межличностные связи становятся более прочными. Человек хорошо знает своего товарища, а их интересы очень близки.

Одним из высших уровней межличностных отношений считается дружба. Она предполагает искренность и открытость, готовность помочь в любой ситуации, характеризуется сопереживанием и беспокойством за своего друга. Как правило, настоящих друзей не так много, и люди стараются ценить тех, кого могут считать таковыми.

Самой крепкой и надежной связью можно назвать супружество. При этом партнеры закрепляют чувствами свои отношения и становятся по-настоящему близкими друг для друга.

Типы взаимодействий между людьми любого пола

Отношения между разными людьми в социальной жизни — это реальность, которой не избежать. В обществе без межличностных отношений ничего невозможно создать. Но гармоничный союз нуждается во взаимном уважении и доверии. Также неотъемлемым признаком устойчивой связи является обоюдное желание партнеров ее поддерживать. Существуют разные виды отношений между людьми, для которых характерны свои особенности.

Профессиональные

Профессиональное взаимодействие людей направлено на разработку и реализацию эффективных стратегических планов, которые приведут к благотворному осуществлению своей работы. В отличие от повседневного общения профессиональная связь:

  • лучше организована;
  • культурно регламентирована;
  • чаще всего бывает вынужденной.

Профессиональное взаимодействие можно разделить на несколько типов:

-6

В зависимости от последствий партнерские отношения можно разделить на следующие виды:

  1. Конструктивные. Оказывают положительное влияние на продуктивность, помогают развиваться.
  2. Деструктивные. Негативно влияют на сотрудничество.

Также отношения в профессиональной сфере могут подразделяться на 2 вида по способу взаимодействия:

  1. Непосредственные. Общение в таком союзе имеет большое значение, так как напрямую можно дать оценку реакциям человека во время разговора.
  2. Опосредованные. Общение проходит посредством отчетов, писем, распоряжений и приказов.

Все профессиональные типы взаимодействия взаимосвязаны между собой. Нередко они меняются местами, дополняют друг друга.

Приятельские

Приятельские отношения в социальной среде возникают после стадии знакомства. Охватывать они могут широкий круг лиц. Но чтобы такая связь укрепилась, необходимо соблюдение некоторых условий:

  • у людей должны быть общие знакомые;
  • необходим взаимный интерес в приятельских отношениях;
  • должна быть совместная деятельность, которая касается отдыха, обучения, работы или быта.

В основном в приятельских связях состоят люди, близкие по возрасту, поэтому половая принадлежность, социальный статус и образование крайне важны.

Круг приятелей намного уже круга просто знакомых. По статистике, чаще всего приятелями называют людей, с которыми интересно поговорить и приятно провести досуг.

Дружеские

Возникновение дружеских отношений формируется из приятельских связей, при которых появляются условия для более тесного сближения. Время играет основную роль в становлении дружбы между людьми.

Длительные приятельские взаимоотношения позволяют мужчинам и женщинам узнать друг друга лучше. Постепенно симпатия будет укореняться, доверие станет возрастать, затем возникнет потребность друг в друге. В итоге образуется привязанность, и отношения переходят в дружеские.

Чаще всего на сближение влияют следующие ситуации:

  • проблемы на работе;
  • сложности в личной жизни.

Но никогда дружеские отношения не возникнут без доверия, уважения и симпатии. Для такой связи важна избирательность. Настоящий друг — это второе альтер-это (второе «Я»).

В дружеской связи обычно находятся 2—3 человека. Лучшими друзьями чаще всего становятся сверстники.

-7

Товарищеские

В межличностном общении есть такие отношения, как товарищеские. Они основаны на взаимной помощи. Товарищество, в отличие от дружбы, обуславливается не личными желаниями людей, а совместной деятельностью.

Товарищеская связь ориентирована да достижение совместных целей. Главными атрибутами такого союза являются:

  • содействие;
  • взаимная помощь;
  • сотрудничество.

Функционирование таких отношений может осуществляться в любом составе людей. Товарищество может переходить на другие уровни взаимодействия — в приятельские отношения или дружбу.

Родственные

Родственные отношения предполагают взаимодействие между близкими и дальними родственниками. Количество лиц, которые включены в эти связи, зависит от нескольких факторов:

  • территории проживания людей, их близости друг к другу;
  • традиций и культуры в родне.

Самостоятельно люди не могут выбирать родственников. Взаимоотношения с ними могут приобретать разную форму: товарищество, дружбу, приятельские отношения.

К отношениям между родственниками также относятся связи между родителями и детьми. Она определяет, каким образом будут складываться у человека межличностные отношения в будущем. Если ребенку с детства не прививается важность родственных связей, с возрастом он перестанет ценить и уважать даже родителей.

Чтобы брат с сестрой ладили, их с малых лет нужно учить искать компромисс. Чтобы сын и дочь не забыли на старости лет маму, стоит больше внимания уделять детям, когда они маленькие. То же касается и другой родни. Чем чаще и ближе общение, тем крепче дружба в этой родственной группе.

СИСТЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Помимо приведенных выше разновидностей взаимоотношений, существуют еще и систематическое разделение на рациональные и эмоциональные отношения, а также паритетные и субординационные. Рассмотрим их более подробно:

  • Рациональные отношения. Логически следует, что основой и целью данного вида взаимоотношений является намерение получить пользу. Рациональная система отношений подразумевает некую взаимную выгоду для всех участников связи.
  • Эмоциональные социальные связи – базируются на личных предпочтениях, основываются на почве чувственных контактов, которые не всегда могут быть положительными. Вместе с дружбой и любовью к эмоциональным отношениям относятся и вражда, и антипатия, и ненависть.
  • Паритетные контакты – общение пары или группы людей данной категории основано на равноправии. Основой этих межличностных отношения является полная свобода выбора.
  • Субординационными называются отношения, которые обладают четкой иерархией. Например, это может быть общение начальника с подчиненными.

Формы межличностных отношений

Все отношения начинаются с общения. Умение договариваться с другими людьми в современном мире – залог успеха в любой сфере жизни. Искусство общения основано на четырех законах. Книга «Мастер коммуникации: четыре важнейших закона общения» поможет вам обучиться эффективному взаимодействию с людьми в самых разных ситуациях.

Испытывает человек симпатию или антипатию к другому человеку или группе людей, зависит исключительно от его способности принять их такими, какими они являются, и понять их мотив и логику.

Существует несколько стадий (форм) формирования межличностных контактов:

  • Знакомство друг с другом. Данный этап состоит из трех уровней: 1 – человек узнает другого в лицо; 2 – обе стороны узнают друг друга и приветствуются при встрече; 3 – приветствуются и имеют общие темы и интересы.
  • Приятельство (проявление симпатии с обеих сторон и взаимного интереса);
  • Товарищество (деловые отношения, выстроенные на наличии общих целей и интересов (работа, учеба));
  • Дружба;
  • Любовь (является наивысшей формой межличностных взаимосвязей).
-8

Человек – личность, которая рождается, растет и развивается в социуме. Каждое общество имеет свои моральные устои, определенные правила, предрассудки и стереотипы. На формирование личности в первую очередь оказывает влияние то общество, в котором человек обитает. От этого зависит и то, как складываются отношения в обществе.

Важными факторами в определении типа взаимоотношений в компании из двух и больше личностей являются не только их принадлежность к определенному обществу, но и пол, возраст, профессия, национальность, социальный статус и другие. В тоже время по системе Эрика Берна, человек в зрелом возрасте в состоянии управлять природой своего общения. И это является интересным психологическим развитием, помогающим понять себя и других.

Отношения как взаимодействие

-9

Любая связь между людьми – это контакт. Подразумевается контакт не случайный и одноразовый, а перманентный. В особенности, если речь идет о межличностных отношениях, образовавшихся в результате взаимодействия партнеров.

Отношения начинаются и формируются в ходе общения, когда люди добывают информацию друг о друге: кто кем работает, кто что любит, кто куда ходит. После получения ответов на интересующие вопросы, возникает реакция: симпатия или антипатия. Если люди продолжают поддерживать связь друг с другом, они так или иначе начинают как-то относится к партнеру, с каждой новой встречей укрепляя сложившееся о нем мнение.

Чем дольше людей что-то связывает, чем сильнее и чаще они друг с другом взаимодействуют, тем крепче становятся их межличностные отношения.

Когда у них пропадает желание или причина для поддержания контакта – их отношения медленно исчезают. Так происходит с парами, которые не имеют общих хобби и не хотят узнавать друг о друге что-то новое: интерес пропадает – и смысла продолжать отношения больше нет.

Та же схема относится к негативным эмоциям. Возьмем в качестве примера самую сильную – ненависть. Какой бы мощной она не была, если люди по каким-то причинам не пересекаются, вскоре эмоция утихнет – и с данной вариацией межличностных отношений будет покончено.

ОСНОВЫ ПРАВИЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.

-10

Любая связь между людьми – это контакт. Подразумевается контакт не случайный и одноразовый, а перманентный. В особенности, если речь идет о межличностных отношениях, образовавшихся в результате взаимодействия партнеров.

Отношения начинаются и формируются в ходе общения, когда люди добывают информацию друг о друге: кто кем работает, кто что любит, кто куда ходит. После получения ответов на интересующие вопросы, возникает реакция: симпатия или антипатия. Если люди продолжают поддерживать связь друг с другом, они так или иначе начинают как-то относится к партнеру, с каждой новой встречей укрепляя сложившееся о нем мнение.

Чем дольше людей что-то связывает, чем сильнее и чаще они друг с другом взаимодействуют, тем крепче становятся их межличностные отношения.

Когда у них пропадает желание или причина для поддержания контакта – их отношения медленно исчезают. Так происходит с парами, которые не имеют общих хобби и не хотят узнавать друг о друге что-то новое: интерес пропадает – и смысла продолжать отношения больше нет.

Та же схема относится к негативным эмоциям. Возьмем в качестве примера самую сильную – ненависть. Какой бы мощной она не была, если люди по каким-то причинам не пересекаются, вскоре эмоция утихнет – и с данной вариацией межличностных отношений будет покончено.

ОСНОВЫ ПРАВИЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.

-11

Конфликты в межличностных отношениях

Может ли человек обойтись без межличностных отношений? Нет, он не может. Человек формируется как личность, это происходит в обществе; оценки и мнения других влияют на мнение человека о себе. При общении с другими людьми, он получает новые знания, эмоции и чувства. При отсутствии этих компонентов, человек не может развиваться.

Но при общении также возникают конфликты. Общению мешают такие вещи, как:

  • отсутствие уважения. Каждая личность заинтересована в уважении и почете к ней. При невыполнении этих требований общение не развивается, человек не желает общаться с другим;
  • неуверенность в себе. При низкой самооценке человека не будут уважать, соответственно, общение прекратиться;
  • нехватка в терпении и высокие ожидания. Когда у человека слишком высокие требования для другого человека, и он просит их выполнять ради общения, это говорит о неуважении к другому человеку;
  • привязанность – никто не в силах прожить с человеком всю жизнь. Если собеседник не может этого понять и требует уделять себе больше времени, это говорит о низкой самооценке и высоких потребностях.
  • Чтобы не допустить конфликт, личность должна работать над собой, своей самооценкой, требованиями. Но ради качественных межличностных связей желание измениться должно исходить от двух собеседников, иначе конфликт произойдет, рано или поздно.

Типы отношений в обществе: социальные и межличностные

В многочисленных статьях на сайтах интернета под межличностными отношениями, как правило, понимаются любые отношения между людьми, в том числе профессиональные. Однако признанные специалисты в области социальной психологии, как отечественные (Г. М. Андреева, В. Н. Дружинин, Н. Н. Обозов, Е. В. Андриенко и др.), так и зарубежные (Т. Шибутани, Дж. Морено, Э. Берн и др.) придерживаются иной позиции. Мне она кажется более правильной. Суть этой точки зрения в следующем.

Все разнообразие человеческих отношений можно разделить на две большие группы: социальные и межличностные, и они принципиально отличаются друг от друга.

Социальные отношения

Они носят ролевой характер и складываются между социальными ролями, а не между конкретными личностями, наделенными индивидуальными характеристиками и особенностями эмоциональной сферы. Роль – это функциональная единица общества, и она безличностна. То есть совокупность поведенческих паттернов роли никак не связана с конкретной личностью. Роль человек примеряет на себя, как костюм. Например, в трудовом коллективе могут быть такие роли: директор, замдиректора, менеджер по продажам, секретарь, системный администратор и т. д. И отношения между ними определяются должностными обязанностями и стереотипами ролевого поведения.

В семье тоже есть свои роли: мать отец, муж, жена, дочь, сын, брат и т. д. У каждой роли свой социально заданный шаблон поведения, свои функции, права и обязанности. Они связаны с целями и задачами социальной группы, а не с личными качествами отдельных ее членов.

Поэтому социальные отношения тоже не связаны с личностями как уникальными и неповторимыми индивидами, ведь содержание социальной роли не меняется в зависимости от того, кто эту роль играет. Разве что яркая индивидуальность окрашивает роль, но не меняет ее.

Межличностные отношения

Иное дело межличностные отношения, которые складываются между личностями, поэтому отличаются рядом особенностей:

  • В основе их чувства и эмоциональные оценки партнерами друг друга.
  • Личности в них выступают как неповторимые индивидуальности со своими уникальными особенностями характера и эмоциональной сферы.
  • Межличностные отношения формируются постепенно в процессе взаимодействия людей.
  • Они динамичны и могут меняться с течением времени даже на совершенно противоположные.

Человек может выступать одновременно субъектом и ролевых, и межличностных отношений, причем с одними и теми же партнерами. Это делает систему социальных взаимодействий необычайно сложной и интересной.

Виды отношений между мужчиной и женщиной

Отношения между мужчиной и женщиной — увлекательная тема, которая интересует многих. В социуме люди не могут не поддерживать связь с противоположным полом. Но не всегда они понимают, какие отношения могут быть между представителями противоположных полов, а также что стоит в основе их формирования.

Симпатия и влюбленность

Развитие эмоциональных взаимоотношений между партнерами начинается с симпатии. Для ее появления человек обязательно оценивает следующие критерии в партнере:

ЧИТАТЬ

Как забыть любимого человека и перестать о нем думать: советы психолога

  • внешность;
  • физическую привлекательность;
  • статус;
  • социально-демографические показатели.

Эти характеристики человека всегда на виду, поэтому для их оценки не требуется много времени.

Но симпатия является кратковременной и быстропроходящей эмоциональной связью. Если между людьми возникли отношения, при развитии они могут перерасти во влюбленность. Ее часто путают с любовью. Главным механизмом возникновения этой связи является эмоциональная реакция на заигрывания со стороны женщины или мужчины.

Чтобы влюбленность укоренилась и переросла в любовь, ей необходимо развиваться, знакомясь с отрицательными сторонами возлюбленного человека. Только приняв его «темную сторону», можно говорить о рождении любви.

Но не всегда негатив партнера нужно принимать. Существуют типы мужчин в отношениях с женщинами, которых следует избегать:

  • Тираны. Такие люди хорошо скрывают свою истинную сущность. На стадии влюбленности они могут быть ласковыми, заботливыми и нежными. Раскрывается тиран в основном в браке. Он начинает контролировать партнера, может бить или оскорблять. Виной всему неуверенность в себе. Тиран безумно боится потерять возлюбленную или уличить ее в измене. Изменить такой психотип практически невозможно. Если появились первые звоночки, тогда не стоит ждать чуда, ведь тиран не изменится.
  • Маменькин сыночек. Такой типаж перевоспитать вряд ли получится. Всю жизнь за него принимала решение мама, которая не желает признавать, что ребенок вырос. Такие мужчины несамостоятельны и женоподобны. Предпочитают связываться с волевыми женщинами, которые, как мама, будут решать за них проблемы.
  • Женоненавистники. Это мужчины, которые не смогли перенести сердечные раны, оставшиеся от прошлых отношений. В новом союзе они предпочитают мстить за свои страдания женщине, которая их любит. Женоненавистники не испытывают любви, а наоборот, презирают ее. Исправить этот типаж можно, но мужчина должен захотеть сам отпустить старые обиды.
  • Альфонсы. Такие мужчины считают, что они родились для красивой жизни, в которой не стоит напрягаться. Влюбиться в альфонса просто. Он красив, ухожен, обходителен, но с женщиной будет до тех пор, пока она делает его жизнь беззаботной. Как только ей потребуется мужская помощь, он уйдет от «тяжелой» жизни.

Если на жизненном пути возникла симпатия к одному из этих типов мужчин, заранее подумайте о последствиях такого союза.

ЧИТАТЬ

Платоническая любовь: высшая духовная связь между двумя людьми

Зависимые

Отношения между мужчиной и женщиной бывают зависимыми. От обычных они отличаются тем, что человеку очень сложно выйти из них.

Мужчина может здраво понимать, что болезненную связь нужно прекратить, но дойти до действий он не способен. Появляются зависимые отношения в результате сильной эмоциональной связи:

  • партнеры могут общаться только друг с другом, отказавшись от друзей;
  • нездоровая ревность способна породить зерно зависимого союза.

Когда пара договаривается следовать общим правилам (со знакомыми не общаться, без мужа на улицу не ходить, телевизор без жены не смотреть), но один из супругов его нарушает, отношения начинают приносить одни страдания.

В основном созависимые отношения можно наблюдать в парах, где кто-то из супругов игроман, наркоман или алкоголик. В таком союзе один человек себя разрушает вредной привычкой, а другой не может найти в себе силы, чтобы оставить его и уйти.

Связь между супругами не может прекратиться, потому что они думают, что между ними есть настоящая любовь. Но они ошибаются.

-12

Психологи утверждают, что супруги могут видеть в друг друге своего родителя в прошлом. Именно эта эмоциональная связь, незакрытый когда-то гештальт, не дает разорвать эти узы. Например, если у девушки отец бил мать, то она во взрослой жизни может терпеть побои своего мужа, пытаясь на нем отыграть ситуацию со своим родителем. Чаще такие женщины думают: «Если отца не смогла остановить, то тебя-то, муж, остановлю, я смогу».

Ради детских переживаний и несбывшихся надежд люди нередко терпят физическую и эмоциональную боль.

Матриархальные либо патриархальные

Матриархат и патриархат — это виды семейных отношений, которые отражают в себе структуру власти в союзе, функции женщины и мужчины, а также специфику лидерства внутри семьи. Опираясь на эти критерии, можно выделить 5 видов семей:

-13

Каждая пара выбирает свой тип отношений. Иногда лидирующие позиции в семье могут меняться спустя какое-то время. Но в большинстве случаев зарождение вида отношений происходит на стадии влюбленности и продолжается до тех пор, пока они не исчерпают себя.

ЧИТАТЬ

Идеальная девушка глазами мужчины – совершенство в мелочах

По расчету

Отношения по расчету представляют собой создание пары под строгим руководством разума, а не чувств. Но в таких отношениях любовь не исключается. Расчет может быть разным:

  • приумножить благосостояние;
  • укрепить статус;
  • прописаться в квартиру;
  • иметь постоянного полового партнера;
  • ради ребенка.

Нельзя однозначно сказать, к чему могут привести такие отношения, так как каждая ситуация, побудившая на этот шаг, индивидуальна.

По статистике, браки по расчету намного крепче, чем по любви. Но счастливых союзов среди них мало. Опираясь на рациональные соображения, браки по расчету могут заключаться на взаимовыгодных условиях: «Я стираю и убираю, ты работаешь, а вечером проводим вместе время». Такие отношения могут длиться годами, но до тех пор, пока союз выгоден как для мужчины, так и для женщины.

По мнению представителей психологии, расчет не так уж и плох. Думать о будущем нужно. Вступая в отношения по расчету, правильнее всего не гадать «Что я могу взять от мужчины», а выяснить «Что я могу мужчине дать». Нужно думать о своих интересах, но не стоит забывать, что союз будет крепким только тогда, когда жена будет думать о муже и наоборот.

Полигамные

В переводе с греческого языка под полигамией подразумевается форма супружеских отношений, в которых у жены или мужа есть несколько партнеров, к которым они испытывают любовь. В связи с этим полигамные отношения подразделяются на два вида:

  • полигинию — многоженство;
  • полиандрию — многомужество;
  • бигамию — полигиния, при которой одна жена не знает о существовании другой.

В средних веках полигамию оправдывали. Причины этого заключались в следующих обстоятельствах:

  • из-за военных потерь численность мужского населения быстро сокращалось;
  • после эпидемий требовалось восстановление численности населения;
  • к многомужеству и многоженству призывали религиозные догмы.

Сейчас у общества нет потребности в поддержании этих обстоятельств. Вступая в любовный союз, человек не должен руководствоваться половыми инстинктами.

По мнению психологов, полигамные союзы предпочитают неуверенные в себе люди, которые хотят за счет двух партнеров самоутвердиться.

Полиаморные

Полиаморные отношения — родственники полигамии. Они также допускают наличие множественных связей, но с некоторыми отличиями:

  • в полиаморных союзах отсутствует разделение на многомужество и многоженство;
  • любовные отношения могут складываться между свободным мужчиной и замужней женщиной или союз между несколькими полигамными семьями.

Сторонники таких союзов считают, что в любви полов главное — это отсутствие ревности, уважение и лояльность.

-14

В таких семьях нет главных. Всегда учитываются интересы партнеров. Важные решения принимаются только после совместного обсуждения.

Бывают ситуации, когда в полиаморные отношения врывается ревность. Но эту проблему в семье решают совместными усилиями.

Супружеские

Под брачным или супружеским союзом подразумевается долгосрочная связь, основанная на ответственности за свою половинку. В современном понимании семья создается для:

  • рождения и воспитания детей;
  • совместного ведения быта.

Союз обычно подкрепляется юридически или религиозно. В идеале основной семейного союза служит любовь, которая зародилась из эмоциональной и духовной близости.

Взаимоотношения обязательно должны подкрепляться физической потребностью супруга в супруге и наоборот.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Классификация межличностных связей довольно-таки обширна. Они разделяются по цели и по характеру, а также разграничиваются на виды и стили.

  • По цели бывают первичные и вторичные межличностные связи. Первичными называют такой вид, когда люди взаимодействуют друг с другом на равных правах, без какой-либо конкретной необходимости. Вторичные же отношения осуществляются при наличии необходимости определенной помощи, оказании услуги одним человеком другому.
  • По характеру межличностные отношения бывают официальные и неформальные (неофициальные). Официальные взаимодействия между людьми базируются на соблюдении строгих правил и границ общения. Право на самостоятельный выбор партнера отсутствует. Чаще всего это взаимоотношения между коллегами или деловыми партнерами. При неформальном общении четкие поведенческие рамки отсутствуют, основой неофициальных межличностных отношений является широкая эмоциональная база и право выбирать оппонента. В неофициальных взаимосвязях доминируют личные предпочтения как, собственно, в том, с кем общаться, так и при выборе тем и метода общения.
  • По стилю социальные контакты также могут быть официальными (например, взаимодействие с рабочим коллективом) или же личные (к этой категории относятся дружеские, приятельские межличностные связи). Личные отношения более приятные и разнообразны, богаче в эмоциональном плане, чем официальные.

Иметь с кем-то человеческие отношения – значит быть с ним на равных, говорить с ним доверительно помимо любви; и это тоже называется дружбой. Франсуаза Саган

Межличностные отношения в группе

Это система контактов личности с членами группы,которые субъективно переживаются. Группа состоит из людей, которые связаны общим делом. Между личностями в группе происходят деловые связи, так как члены группы объединены одним занятием, целью.

Существуют также вертикальные связи, которые формируются между людьми, занимающими различные позиции в официальном или неофициальном строении группы. Горизонтальные контакты — связи людей, которые занимают одинаковое положение в группе. Взаимодействие между преподавателем и студентом вертикальное, а между студентом и его одноклассниками – горизонтальное.

Также связи бывают рациональные, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге. Психологов интересуют закономерности эмоциональных: дружба, привязанность, любовь, симпатия между членами группы.

Межличностные и межгрупповые связи различаются количеством людей, участвующих в общении и общих интересах, занятиях.

РОЛЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

Все виды контактов между людьми очень тесно взаимосвязаны между собой, по этой причине их крайне сложно разграничивать. Также межличностные отношения базируются на человеческих чувствах и эмоциях. Для чувственного развития отношений характерны как позитивные, так и негативные эмоциональные проявления.

Когда мы встречаем в своей жизни любого нового человека, то сразу даем ему оценку – симпатичен ли он нам или же наоборот – крайне антипатичен. На основе этого начинает закладываться фундамент будущих контактов. Все виды межличностных отношений строятся по этому принципу.

Люди, которые владеют чувством эмпатии, умеют сопереживать и радоваться успехам других, более предрасположены к построению гармоничных взаимоотношений с окружающими. Такие личности располагают к общению, с ними приятно контактировать, хочется продолжать связь, а также отдавать взамен те положительные флюиды, которые исходят от гармоничных позитивно настроенных людей.

Культура межличностного общения

Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии. И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения. Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении. Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.

Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость

Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.

На сегодня это всё, я очень долго писал эту статью специально для вас. Буду рад и благодарен вашей подписке.