Электроавтобусы столицы – мечта пассажира!
Общественный транспорт в Нур-Султане на сегодняшний день полностью укомплектован новенькими электробусами. Когда я впервые проехал на таком транспорте – это был восторг! По сравнению с разваливающимися маршрутками моего района, электробусы выглядят как фантастические машины будущего из фильмов –утопий, поэтому жителям регионов остается только ждать, когда этот вид транспорта станет реальностью для всех городов страны. Быстрый, бесшумный, чистый электробус с автоматической системой оплаты – мечта любого пассажира, тем более, что свободные места есть почти всегда! Электробусы позволяют автобусным паркам экономить порядка 80% средств на топливе в сравнении с дизельными аналогами, и к тому же являются полностью экологичными.
По словам заместителя председателя правления ТОО «Астана LRT» Бауржана Сеитова электрические автобусы намного экономичнее в обслуживании, так как здесь нет коробки передач, а значит, не нужно постоянно менять масла и жидкости. Если расходы на дизельные автобусы в сутки составляют до 22-25 тысяч тенге, то затраты на электрические аналоги в 4-5 раз меньше. Электобус заряжается один раз в сутки в ночное время, а заряда хватает на весь день. Плюс новые автобусы оснащены интеллектуальной системой видеонаблюдения, пандусами, местами для инвалидов и пассажиров с детьми.
Электробусы позволили сократить интервал и время ожидания на остановках, а выделенная для этого транспорта отдельная линия дороги решает проблему с пробками, поэтому зачастую добраться на электробусе можно значительно быстрее, чем на собственной машине или такси. Интересно, что за 4 месяца, пока я здесь живу и езжу на автобусах, мне всего один раз попался контролер, поэтому зайцами здесь ездит добрая половина пассажиров, в том числе и я. За все время оплатил всего пару раз с помощью QR-кода. Напомню, оплата в электробусах осуществляется специальной картой, с помощью Kaspi-приложения или SMS.
На фоне этих суперсовременных новшеств особенно забавно смотрятся таксисты «из прошлого века» на вокзалах или возле торговых центров. Рядом остановка, где можно за 90 тенге доехать на автобусе, но бомбилы гнут свою линию: «Такси, берем такси! Брат, поедем со мной, довезу куда нужно, всего 2000 тенге»
В Нур-Султане отлично работает правило поднятой руки, поэтому всегда можно поймать попутку и доехать до места. При этом водитель возьмет дешевле, чем официальное такси. Также здесь распространены такие приложения, как Яндекс.Такси или Indriver, а вот Uber в столице не прижился. Я расспросил об этом таксиста Елжаса, который 20 лет в профессии и пережил все этапы эволюции служб такси: от раций и диспетчеров до приложений на телефоне.
- До Uberказахстанцы еще не доросли. Пробовали внедрить, но не пошло. Там счетчик и платное ожидание, а это для нашего брата дикость. Я, бывает жду клиентов по 10 минут, а люди у нас эмоциональные, скажи я им, что за ожидание они должны мне 200 тенге, будет скандал, зачем мне это. Мы же тут все умные: вот выходит компания из KFC и заказывают такси через весь город, а попутно просят останавливаться, чтобы высадить пассажира. Так всех по домам и развозишь, а если бы работал через Uber, то за каждую остановку им бы пришлось прилично заплатить. Менталитет у нас такой.