Женщинам рубежа 19-20 веков приходилось не так-то просто: они не могли, как мы сейчас, пройтись по магазинам и купить себе сразу несколько нарядов, три пары обуви, а потом забежать в салон красоты. Платья чаще шили на заказ, обувь тоже изготавливали по индивидуальным меркам.
В прошлой статье я уже рассказывала о том, как повлиял на моду стиль модерн и "прекрасная эпоха". В одном Петербурге было более 120 модных домов и ателье. Петербурженки ничем не уступали парижанкам, что отмечали даже бывавшие в России модельеры из Франции. Конечно, многие русские аристократки предпочитали одеваться в Париже, но российские модельеры зачастую были далеко не хуже.
Так художник Добужинский, поехавший с супругой в Германию, рассказывал, что наряды его супруги произвели в провинциальном Мюнхене настоящий фурор. Дело было в самом начале 20 века.
Самыми престижными были те магазины и модные ателье, которые являлись поставщиками императорского дворца. Об этом рассказывал герб при самом входе магазин. Где же и кем были одеты петербургские модницы? Давайте узнаем основные адреса и посмотрим, что сейчас находится на этих местах.
Модный дом Бризак на Малой Конюшенной, 8
Дом французской семьи Бризак как раз был поставщиком императорского двора. Лишь две его клиентки не принадлежали к царской семье – балерина Анна Павлова и певица Анастасия Вяльцева. Их было разрешено одевать по высочайшему повелению императрицы.
У Бризак работало около 60 портних, чтобы успевать выполнять все заказы. Модный дом пользовался огромной популярностью.
Главным дизайнером был Альбер Бризак, помогала ему и жена мадам Бризак. Она создавала такие фасоны, которые позже дали основания мемуаристам упомянуть, что женская половина семьи Николая II одевалась просто, но со вкусом. Мадам была и хорошим психологом, умела найти подход ко всем высокопоставленным клиентам, а императрица даже советовалась с ней по вопросам воспитания дочерей.
Вся одежда, начиная от матросок, которые носили маленькие Великие Княжны, до платьев и манто, которые они носили постарше, выпускал Дом А. Бризак. Сами девочки по-разному относились к бесконечным примеркам. Например, великая княжна Татьяна очень любила наряды и даже самое простое платье смотрелось на ней великолепно.
Если посмотреть счета императрицы только за один год (1914), то по счетам «V. Brisac» выплатили очень приличные суммы - около 19 423 руб. (примерно 20 млн. руб. на современные деньги).
Кстати, даже свою мученическую смерть императрица встретила, будучи одетой в лиловое платье от модного дома А. Бризак.
Во многом благодаря моделям Бризак в моду вошло кружево. Из него платья выполняли целиком с добавлением вышивки полированными серебряными пластинками и стразами, узора из вьющихся лент, бантов, венков и растительных мотивов.
Модный дом закрылся по декрету новой власти в 1918 году, многое было вывезено, в России сохранилось лишь несколько изделий мастерской. Сейчас в этом доме на Малой Конюшенной находится международный медицинский центр "СОГАЗ".
Модный дом Ольги Бульбенковой на Миллионной 25-27
Ольга Бульбенкова, дочка священника, привезённая в 9 лет к тетке-галантерейщице в Петербург, стала одним из главных поставщиков императорского двора. Ее туалеты носили три императрицы: Мария Александровна, Мария Федоровна, Александра Федоровна.
Мастерская "госпожи Ольги" изготавливала в основном платья для церемоний, роскошные, вышитые золотом. Золотошвейные работы для ее мастерской выполняли в мастерской Васильева на Екатерининском канале и в Новодевичьем монастыре в Москве.
Имя Бульбенковой было очень хорошо известно в Петербурге, но лишь избранные могли воспользоваться ее услугами. Кстати, ее платья были чем-то вроде "вечной классики" той эпохи: они мало менялись под влиянием моды и с середины XIX века состояли из бархатного лифа-корсажа, белой атласной юбки и съёмного шлейфа.
Сохранился счет от марта 1881 года, который императрица Мария Федоровна оплатила Бульбенковой:
Итого, 200 рублей - больше 200 тысяч на современные деньги.
Сейчас платья мастерской Ольги Бульбенковой хранятся в Эрмитаже. Сама мастерская тоже была закрыта после революции, а дом является жилым.
Дом Анны Гиндус на Моховой улице, 45
У Анны Гиндус одевалась аристократия и люди искусства, ценившие утонченность, шарм и легкую смелость в нарядах. Сама модельер пожила во Франции, где училась у владельцев модного дома в Париже. Именно там, в столице моды, она приобрела вкус к изяществу, шику, декоративности. Одежда была для нее драгоценностью, тщательно продуманной и эффектной.
Вернувшись из Парижа в Петербург, она стала шить платья для подруг своей сестры - актрис. Постепенно артистическая среда стала узнавать о модельере. Обратили внимание на наряды и светские дамы. Так из маленькой подвальной комнатки вырос Модный дом Гиндус на Моховой.
Наряды действительно производили впечатление: в них присутствовали меха, шитьё, кружево, стеклярус, стразы, кручёный шёлк. Цвета были смелые и яркие. Шили в мастерской прежде всего эффектные вечерние наряды. Но после революции Модный дом закрыли. Он находился в доходном доме Н.Г. Хрулевой, который продолжает оставаться жилым.
Обувной магазин Вейса на Невском проспекте, 66
Конечно, все нарядные платья необходимо было носить с соответствующей обувью. И на помощь приходил обувной магазин Генриха Вейса - один из самых модных В Петербурге.
Генрих Вейс был поставщиком Императорского двора, одевал Мирию Федоровну, Алескандру Федоровну и Великих князей. Хотя позволить себе обувь от Вейса вполне могли и представители среднего класса.
Вейс имел несколько магазинов и мастерских, его обувь продавалась не только в столице, но и в Москве. Сегодня его изделия хранятся в музеях мира, в том числе в Метрополитен музее в Нью-Йорке.
Сейчас и долгое время до этого на углу дома 66 на Невском проспекте находится ресторан, а рядом - Книжная лавка писателей.
Пассаж на Невском проспекте, 48
Пассаж - это первый торговый центр в столице, открытый еще в 1848 году как центр культурной и светской жизни. Чего здесь только не было: и мастерские, и гостиницы, и кофейни, и бильярдные, и анатомический музей, и музей восковых фигур, и даже концертный зал. Но были и ателье, например, здесь начинала Надежда Ламанова - легендарный российский, а затем советский модельер, творчество которой заслуживает отдельной статьи. Платья от Надежды Ламановой сейчас хранятся в Эрмитаже.
Пассаж - первый пример в нашей подборке, который продолжает работать до сих. Но сейчас здесь в основном магазины и бутики.
Торговый дом "Эсдерс и Схейфальс" или магазин "У Красного моста" на набережной реки Мойки, 73
Торговый дом "Эсдерс и Схейфальс" стал первым многоэтажным магазином в России, который соответствовал стандартам лучших европейских универсальных магазинов начала ХХ века.
Магазин построили в 1907 году и вплоть до революции это было самое модное место в Петербурге. Шикарный, просторный, залитый светом благодаря большим окнам. Здание удивительно красиво и прекрасно вписывается и в современный облик города.
В этом торговом центре продавалось буквально все, от кружев и перчаток до манто и шляп. Среди клиентов магазина были члены императорской семьи, включая императрицу Александру Федоровну.
В советское время в здании находилась Центральная швейная фабрика имени В. Володарского. Сейчас универмаг восстановлен, там вновь открылись дорогие магазины.
Улица Рубинштейна - раньше Троицкая
Эта была улица мод, где могли одеться люди разного достатка. Больше сотни ателье предлагали пошив дамских и мужских платьев и костюмов, шляп, белья. Ателье были чуть ли не в каждом доме, конкуренция, конечно, была высока. Активно использовали рекламу, работали зазывалы.
Сейчас улица Рубинштейна - это всем известный тусовочный центр с обилием ресторанов, баров и клубов разных стилей и ценников.
Вот такая подборка, мимо некоторых домов мы проходим по Невскому и даже не подозреваем, что когда-то это было местом притяжения всех модниц столицы, а где-то все еще можем прикоснуться к истории. Забавно, что сохранились именно торговые центры, а память об именитых ателье канула в лету - даже табличек на стенах не встретишь....